В каждой морщинке – пережитого печать

Жизнь Амалины Николаевны Абаканович напоминает учебник истории: так тесно переплелись происходившие когда-то исторические события и судьба этой женщины.

Родом Амалина Николаевна из Чаусского района. Деревня называлась Лекрищина (теперь Антоновка) и насчитывала около 40 дворов. Отец Амалины, поляк по происхождению и католик по вероисповеданию, был одним из крепких хозяев в этом населенном пункте. В их дворе имелось 15 коров, 7 коней, кроме того было 40 десятин земли и участок леса. По нынешним меркам этот человек – настоящий фермер. Но в первые десятилетия ХХ века на этот счет имелась иная точка зрения.

Представители молодой советской власти не стали учитывать то, что в 1905 году в числе других могилевских гимназистов, принимавших участие в революционных волнениях, был расстрелян старший сын Абакановичей и то, что большое хозяйство рассчитано было на всех оставшихся десятерых детей. Ведь раньше, если женился сын, ему отец выделял определенное количество десятин земли, что-то из живности для разведения собственного хозяйства. За дочерью-невестой также положено было давать «пасаг». Наступившее новое время поломало тогда и эти, и многие другие традиции, устои. Семью Абакановичей постигла участь миллионов людей – их раскулачили в 1927 году и сослали на Урал работать на лесозаготовках.

Можно считать чудом, что семье удалось через три года сбежать из ссылки. Старшего брата Амалины Володю, который организовал этот дерзкий побег, арестовали, и судьба его до сих пор не известна.
С помощью знакомых отцу удалось получить новые документы и обосноваться вместе с женой и несколькими детьми (остальные были уже взрослые и имели свои семьи) в Могилеве. Амалина Николаевна рассказала, что со временем у них появился собственный дом, но о былом хозяйстве остались только воспоминания.

Амалина успела до войны закончить рабочие курсы при заводе имени Кирова, вот-вот должна была начать трудиться. Однако страшные события 1941 года прервали все планы и мирную жизнь.
Война. Людям не верилось, что такое возможно и весь происходящий ужас – это реальность.

В д.Полыковичи, где к тому времени жила сестра Соня, Амалина стала свидетельницей, как фашисты расстреляли мирных советских граждан.
— Люди душераздирающе кричали, плакали, обнимали друг дружку, прощались навеки, — с глубоким сопереживанием к невинным жертвам вспоминает А.Н.Абаканович.

Опасаясь облав, Амалина в 1942 году переехала к другой сестре, Кате, в Чаусский район. Но как раз там и попала под арест вместе с дочерью и мужем сестры. В последствии она стала узницей концлагеря в германском городе Гельзенкирхен. Правда, это чужое название запомнить тогда не смогла. Через много лет дочь Амалины Николаевны Галина, сделав запрос в архив, установит и дату отправки, и место пребывания матери.

Узников принуждали к различным работам, в основном – земляным. Довелось пережить голод, холод, унижения. И все же, даже в таких тяжелых условиях людям нельзя было запретить главное — жить.
В концлагере А.Н.Абаканович познакомилась с парнем, украинцем Анатолием. И может быть сложилась бы у них хорошая семейная пара, но увы, судьба на долгие годы разбросала молодых людей. После освобождения Амалина вернулась в Беларусь, а Анатолия призвали в армию в Тульскую область. Так они и не поженились, хотя встречались после, переписывались. Однако обстоятельства складывались не в пользу Амалины и Анатолия.

В мирное время А.Н.Абаканович обосновалась у сестры Сони в д.Полыковичи. Здесь живет и сейчас вместе с дочерью. В молодости работала в колхозе в полеводческой бригаде, затем в — столовой. Хорошо помнит то время, когда женщины на своих плечах поднимали сельское хозяйство. Было очень трудно, но людей многое объединяло: и пережитая война с ее утратами, и желание поскорее сделать жизнь лучше, богаче…

Прошли годы. А.Н.Абаканович 24 ноября 2011 г. отметила свое 90-летие (кстати, в роду есть долгожители, например, отец прожил 98 лет). И трудно рассказать в одном газетном материале обо всех событиях, свидетельницей которых была эта женщина. В каждой морщинке на ее лице – переживания радости и скорби, счастливых мгновений и тревог – всего того, из чего день за днем складывается непростая судьба, вся жизнь.

Наталья ЧАБАН.
Фото Елены Савицкой.

Добавить комментарий