Святой источник — Полыковичская криница

 Святая Параскева

Святая Параскева-Пятница (греч., «канун праздника, пятница») — христианская великомученица III века. Память в Православной церкви совершается 28 октября (по юлианскому календарю), 10 ноября (по новому стилю).

Житие
Как гласит предание, Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконий (Малая Азия) в семье богатого сенатора, но уже в ранней юности посвятила себя аскетической жизни. Родители святой особо почитали день крестных страданий Господних — пятницу, потому и назвали родившуюся дочь Параскевой. Когда император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, он повелел правителю Ликаонии Аэтию в подвластных ему городах преследованиями и мучениями истребить христианскую веру. Аэтий отправился в Иконий. Святая Параскева была схвачена, претерпела жестокие мучения и была обезглавлена.

Святая Параскева — покровительница полей и скота. В день её памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученица — целительница людей от самых тяжёлых душевных и телесных недугов.

Обряды и суеверия
Образ великомученицы Параскевы на землях восточных славян тесно сросся с культом языческого божества Пятницы. В народе святая получила двойное имя Параскева-Пятница.

Русский народ называл мученицу Параскеву — Пятницей, Пятиной, Петкой. Популярной была русифицированная форма имени — Прасковья, уменьшительно Параша, Пана.

В русском быту в старое время святая Параскева так и именовалась: «Параскева-Пятница». Отсюда пошли многие церкви «во имя святой Пятницы». Слово «пятница» чуть не превратилось в самостоятельное женское имя, которое могло бы существовать рядом с Прасковьей, как имена Воин и Постник.

Чудо-источник имеет древнюю и богатую историю. Он известен с 1552 года, когда и селение Полыковичи, и криница принадлежали могилевскому старосте Станиславу Кезгайло. Шло время. Менялись хозяева Полыкович, неизменной оставалась лишь криница, дававшая свою живительную силу жителям, и бывшая, по сути, центром духовной и культурной жизни близлежащих деревень.

За свою долгую историю пережила она время, когда могла поменять свое название. Случилось это при Петре I в 1708 году.

Польское правительство подарило Полыковичи сподвижнику русского царя Александру Меншикову, и тот переименовал их (к счастью, ненадолго) в Александровичи.

В 1802 году эти места посетил российский академик В.М.Севергин, который в своих «Записках о путешествии по западным провинциям Российского государства» впервые описал окрестности и Полыковичский источник: «Дорога туда из Могилева идет полями, а перед самыми Полыковичами подлежит ехать в темном углублении, между двумя холмами, поросшими дубовым лесом. По выезде из сего места по левую руку виден на холме дом каменный. Дом сей окружается с одной стороны длинным холмом в виде амфитеатра. В одной версте по дороге от упомянутого холма находится минеральный ключ, с большим содержанием в его воде углекислоты. Там же стоит часовня».

Давно бытовавшая народная молва о лечебной силе криницы подтвердилась научно. И уже в 1980-х годах анализ проб, проведенный исследовательским Институтом геохимии и геофизики Беларуси, подтвердил наличие в воде родника целого ряда ценных элементов, представляющих большой интерес для бальнеологического лечения. Степень минерализации воды составляет примерно 25%. Ключевая родниковая вода криницы оказывает благоприятное воздействие на больных, имеющих заболевание зубов, способствует лечению разного типа анемий, положительно сказывается на кроветворном процессе. Особенно полезна вода для больных, страдающих язвенной болезнью и повышенной кислотностью желудочного сока.

Наибольшую известность источник приобрел в начале XIX века, когда хозяином имения стал граф Римский-Корсаков. При нем над криницей был сооружен каменный грот, покрытый оцинкованным железом, а в источник опущен сруб, обитый цинком. Отсюда ключевая вода по трубам направлялась в особый бассейн. Вмещал он 100 ведер воды, и уже оттуда она разбиралась местными жителями.

После того, как у криницы граф построил часовню во имя Святой Параскевы-Пятницы, сюда в 8-ю — 10-ю пятницу после православной Пасхи, когда воде источника приписывались особые целебные свойства, съезжались тысячи людей из Могилева, ближних и дальних окрестностей. Устраивались массовые крестные ходы и молебны. Эти дни назывались Полыковичскими Пятницами.

После 1866 года в Полыковичскую церковь-часовню Святой Параскевы была перенесена частица Святой великомученицы Параскевы, привезенная из Афона.

В этнографической литературе подробно описаны празднования Полыковичских Пятниц. На рубеже XIX—XX вв. считалось, что каждая женщина или девушка в округе 100 км обязана была побывать там, причем прийти к источнику нужно было пешком.

Направлялись сюда обычно как с благодарностью за какое-то излечение, так и в надежде на исцеление. Мужчины к кринице почти не ходили, а только приезжали забирать своих родных после празднования. Параскева-Пятница считалась хранительницей очага, покровительницей брака, женщин и девушек.

Паломницы начинали собираться у родника накануне, в четверг вечером. В тот день работал паром, который перевозил людей с левого берега Днепра к кринице. В церкви шла служба, а в притворе дьяки писали на бумаге длинные списки: «за здоровье», «за вспомин», «за скотину». Тут же продавались восковые фигурки овечек, коров, коней, частей человеческого тела. Их покупали и сразу же несли в жертву кринице. В нее, на счастье, часто бросали монеты, серьги и кольца. Все пили воду из криницы и наполняли ею сосуды. Многие шли из дома натощак, чтобы вечером выпить целебной воды.

Некоторые богомолки собирали со дна криницы камешки. Потом дома ими выпаривали горшки или другую посуду, в которой хранилось молоко. Делалось это для того, чтобы к скотине не приставало никакое лихо и коровы давали больше молока. В Полыковичах собиралось много нищих и бездомных (иногда до 300 человек), которые громко, стараясь перекричать друг друга, пели псалмы. Паломницы покупали у мещанок из Шклова баранки и одаривали ими нищих.

Богомолки ночевали в липовой роще и на лугу, но обычно не спали. Везде горели костры, ночь проводили в разговорах и заводили новые знакомства. Утром в церкви снова проходила служба, после которой, во время крестного хода к кринице, собиралось до 10 000 человек. У источника также проводилось водоосвящение («водяная оправа»). После полудня все возвращались домой.
Исцеления у родника искали не только люди. Из окрестных селений местные жители вели к животворному источнику и занедужившую скотину. Водопой для животных был устроен ниже криницы, там, где ручей впадает в Днепр.

В начале XX века у источника размещались три церковных здания. Из «Ведомости о приходе» Св.Параскевинской церкви видно, что главный храм, колокольня и каплица-часовня над источником были построены в 1770, 1830, и 1891 годах соответственно.

Окрестности Полыкович были любимым местом отдыха многих известных людей. Источник в разное время посещали сподвижник Петра I Александр Меншиков, Могилевский архи-епископ Исидор (впоследствии Санкт-Петербургский митрополит), обер-прокурор Священного Синода К. Победоносцев, Могилевский губернатор А. Дембовецкий, губернский предводитель дворянства А. Фромандер и другие высшие сановники губернии. Уже в советское время сюда приезжал «всесоюзный староста» М. Калинин.

По воспоминаниям современников, в годы первой мировой войны, во время размещения в Могилеве Ставки Верховного Главнокомандующего, Полыко-вичи неоднократно посещал последний русский император Николай II. Он присутствовал на молебнах в Св.Параскевинской церкви и жертвовал храму деньги.

После Октябрьской революции 1917 года многое изменилось. Крестьяне близлежащих деревень разграбили имение в Полыковичах, оказались разрушенными и строения у криницы. Вначале 1930-х годов Полыковичская церковь Святой Параскевы была закрыта, а в ее здании разместился дом инвалидов. В годы войны, во время оккупации, церковь отремонтировали и возобновили ее деятельность. Службы здесь проводились до 1946 года, когда храм вновь был закрыт. Тогда это была деревянная одноэтажная церковь с колокольней и часовней. Она имела 4 больших колокола, один из которых сохранился до наших дней. Из церковного имущества (хоругви, старопечатные книги, иконы и др.) не уцелело ничего.

Небольшой некрополь возле церкви, в котором погребены священники, служившие в храме в XIX веке, подвергся разорению еще в годы Октябрьской революции и гражданской войны. В настоящее время он частично восстановлен, но из общего числа захоронений (всего их было около 100) в хорошем состоянии находится только 8.

One thought on “Святой источник — Полыковичская криница

  • 15.03.2013 в 08:13
    Permalink

    посещала источник в 2011году в мае в период пребывания в санатории Дубровенка Мог. обл. Была острая проблема и по моей просьбе к этому источнику, теперь всё устроилось.Cлава богу за всё.

Добавить комментарий