Почему дети бывают агрессивны и неоправданно жестоки?

Почему дети бывают агрессивны и неоправданно жестоки? Результат неправильного воспитания, общения в плохой компании, слишком долгого сидения за «стрелялками» в Интернете или «бракованные» гены? Мнений – множество.agressivnii_rebenok

Среди детей проявление насилия по отношению к своим сверстникам встречалось всегда, считает заместитель начальника управления охраны правопорядка и профилактики УВД облисполкома Александр Петрусевич, начинавший свою милицейскую карьеру инспектором по делам несовершеннолетних. Да и каждый из нас, задумавшись о школьных годах, припомнит тихую одноклассницу или «забитого» паренька из параллели, которые непременно становились объектами шуток и издевательств ровесников.

— Насилие чаще всего процветает там, где дети не равны в плане материального достатка, — говорит старший участковый инспектор ИДН Могилевского РОВД Вячеслав Агородников. — На селе в основной массе дети все одинаковы: у одного родители в колхозе работают, у второго и третьего. Интересы — общие, друг перед другом нечем хвастаться. А в городе в один и тот же класс ходит сын и уборщицы, и директора фирмы…

В Могилевский РОВД недавно написал заявление папа шестиклассника, которого несколько раз избивали одноклассники. Мальчик перешел в школу в сентябре прошлого года, когда семья переехала в район, с одноклассниками подружиться не получилось, начались конфликты. Из-за этого мальчик даже не хотел ходить в школу. Но сейчас, когда инспектор ИДН поговорил с классом, все наладилось.

— Родителям в любом случае надо разобраться в ситуации, а не становиться безоговорочно на сторону ребенка, ведь агрессия по отношению к нему может быть им самим и спровоцирована, — считает Александр Петрусевич. — У меня был в практике случай, когда жаловались родители мальчика, с которым конфликтовал весь класс. Против ребенка были абсолютно все: никто не дружил, не разговаривал, не хотел рядом сидеть. А оказалось, что паренек во многом был виноват сам. Он обижал ребят, дрался, плевался, ну как с ним было дружить?

— Сегодня проблема школьного буллинга волнует весь мир. В переводе с английского слово «буллинг» означает хулиган, драчун, насильник… А под самим термином, как правило, подра-зумевают запугивание или свое­образный физический и психологический террор одних людей по отношению к другим, — говорит методист отдела воспитательных систем и технологий Могилевского государственного областного института развития образования Анна Петуховская. — В Беларуси проблема школьного и даже детсадовского буллинга не стоит так остро, как в Америке и даже России, однако это не означает, что в наших школах нет изгоев, преследователей и жертв.

— Насколько класс будет дружным, полностью зависит от учителя, — уверена начальник ИДН Могилевского РОВД Ксения Ильченко. — Я сама два года работала в школе и знаю, что к детям надо искать подход, быть внимательным к каждому ребенку. Конфликтам нельзя давать назревать.

По каким только поводам не пишут заявления в РОВД родители — то жвачку в волосы кто-то кому-то прилепил, то подножку поставил.

— Как-то пришел писать заявление папа — ребенка в детском саду мальчик поцарапал карандашом. А детям по четыре года… А вообще в сельской местности чаще, чем в городе, разбираются между собой, не привлекая милицию. Городские же мамы и папы чуть что — сразу в милицию бегут, — говорит Ксения Ильченко, семь лет проработавшая «городским» инспектором ИДН. — Хотя дети тоже всякие бывают, и в отдельных случаях без милиции действительно с ними не справиться.

Двенадцатилетний Владик, например, еще год назад наводил ужас на весь район могилевской «Менжинки». Не только дети, но и взрослые предпочитали не встречаться с ним даже взглядом. Он мог спокойно подойти с ножом ко взрослому мужчине и потребовать денег. За отказ обещал проколоть шины. И прокалывал. А обиженных им детей вообще было не сосчитать. После многочисленных разговоров-уговоров и нравоучений пришлось отправить его учиться в спецшколу.

Владик рос в многодетной семье, без отца. Мама хоть и старалась контролировать детей, но просто физически делать это не успевала. В итоге воспитывала парня улица. А на что только не пойдут дети, которым нечего делать…

— В моей практике был один-единственный случай, когда мальчишки издевались над бездомными животными, — рассказывает Александр Петрусевич. — В милицию обратились жильцы дома, которые стали замечать изувеченных кошек около подвала. Оказалось, что мучают животных трое 12-летних подростков, все, на удивление, прилежные ученики из благополучных семей. Когда я с ними разговаривал, раскаивались и даже согласились с тем, что поступали отвратительно, что нормальному человеку такое и в голову не придет! Первопричиной такого поведения стала, опять же, незанятость чем-то полезным и невозможность показать свое превосходство над сверстниками, которые, в отличие от беззащитных кошек, могли и отпор дать. Ну и, конечно, то, что действовали они в компании. Уверен, поодиночке никто из них не додумался бы до такого.

И «травля» слабого более сильными одноклассниками, и серьезные детские преступления совершаются обычно группами, где основной тон задает лидер, а остальные идут у него на поводу, входят в азарт… Крайне редко подростки объединяются в группы именно для того, чтобы совершать преступления — чаще всего они сплачиваются благодаря общим интересам и проблемам, наличию свободного времени, которое некуда потратить. Тяжесть преступлений зависит от участия в ней взрос­лого или ровесника, имеющего криминальный опыт. А жестокость несовершеннолетних, нападающих «стаей», как волчата, вообще не знает границ…

— В начале 2000-х группа подростков в Бобруйске убила мужчину без определенного места жительства, — вспоминает Александр Петрусевич. — А потом вспороли ему живот… Самому младшему участнику убийства на тот момент было 13 лет. Когда я спросил у него, зачем они это сделали, ответил, что «было интересно посмотреть, что у человека внутри». Он толком даже не задумывался над тем, что творит. Все делали, и он делал… Похожий случай был и в начале моей карьеры в Могилеве. Тогда издевательствам подверглась бездомная женщина, ее долго избивали и потом убили…

А вспомните совсем недавнее крайне жестокое преступление в Бобруйске, когда 13-летнего мальчика убили двое 16-летних подростков, оба состоявшие на учете в ИДН. Один из них тяжело болен, перенес серьезную операцию, обучался на дому. Может, то, что он вынужден был долгое время находиться в постели и терпеть боль, и переросло в агрессию? Но найти оправдания такой безжалостности невозможно…

В декабре прошлого года, опять же в Бобруйске, свою подругу убил 16-летний подросток. Во время ссоры он нанес девушке множество ударов по голове кирпичом. Если копнуть глубже и посмотреть на семью парня, то картину увидим далеко не оптимистичную. До того, как мама с папой развелись, он был обычным ребенком, нормально учился в школе, ни в чем криминальном замешан не был. Но мама вышла замуж второй раз, родила детей и больше не хотела общаться ни с бывшим мужем, ни со старшим сыном. А подростку, каким бы сильным он ни старался казаться, все равно нужна мама. Парень стал «отбиваться от рук». Слабохарактерный папа, любящий выпить, повлиять на него не мог — сын в итоге окончательно вышел из-под контроля, делал что хотел, гулял где хотел.

— Для мальчика очень важен пример, — уверен Александр Петрусевич. — Дети копируют нас, это я вижу и по своему сыну. Отцу, который каждый вечер пьет на глазах у детей, бесполезно рассказывать ребенку о трезвом образе жизни. Как там говорится в пословице? «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». В мальчике нужно «растить» мужской характер, учить защищать себя и своих близких, давать отпор несправедливости и агрессии. Но именно отпор, а не желание унижать и обижать тех, кто слабее и беззащитнее!

— Некоторые родители не хотят видеть проблемы и закрывают на нее глаза, а ребенок остается без поддержки, один на один со своей бедой, — объясняет Анна Петуховская. — Еще в первом классе надо рассказать детям, что их могут дразнить, высмеивать и даже бить одноклассники, и не нужно стыдиться рассказать об этом учителю и родителям. Чтобы ребенок не попал в группу риска по школьному буллингу, нужно посоветовать ему не пытаться все время «выделиться» среди других, не хвастаться, не ябедничать. Не надо пытаться всегда побеждать в спорах и демонстрировать физическую силу. Нельзя показывать и свою слабость. Ребенок должен знать — как только обидчики поймут, что он в состоянии защитить себя, они перестанут его преследовать.

— Семья и гены, как ни крути, а влияние на ребенка оказывают, —уверена Ксения Ильченко. — У меня на учете состояла девочка из неблагополучной семьи. Она выросла и повторила судьбу своей мамы, лишенной родительских прав. Забеременела в 17 лет. Став матерью, за ребенком не смотрела вообще, выпивала, меняла сожителей. Спустя два дня после того, как у нее забрали сына, уже сложила и спрятала подальше детскую кроватку. Другого 15-летнего подростка, состоящего на учете, на его первую в жизни кражу привел собственный отец — специалист по автокражам — и показал, как надо правильно вскрывать машину. За две пачки дешевых сигарет двое наших «подопечных» 13 и 17 лет залезли в дом и требовали у хозяина деньги. Избили так, что врачам пришлось делать трепанацию черепа. Младший мальчик из многодетной семьи, родители — пенсионеры, контроля никакого. Старший вырос в неблагополучной семье, родители пили и ему наливали. Теперь один в спецшколе, другой отбывает наказание…

Руководитель социального кризисного центра для женщин в Могилеве Елена Пушкаревауверена, что усвоение жестокого поведения происходит только в семье.

— Когда мальчик видит, что сила и контроль — главное орудие разрешения конфликта у отца, он станет применять эту модель поведения среди сверстников. И, придя в школу, он точно так же будет доказывать свою правоту одноклассникам. Это — норма для него, он ее впитал, как губка. А самое страшное, что, повзрослев, он точно так же будет воспитывать своих детей. Жестокость порождает жестокость.

Мария ХЛЫСТОВА, газета “Могилевская правда”

 

Добавить комментарий