Барбара Радзивилл

barboraНесвижский замок богат на привидения. Говорят, безлунными ночами по коридорам дворца до сих пор бродит Черная Дама. Это дух Барбары Радзивилл, жены великого князя литовского и польского короля Сигизмунда II Августа.
Эту кареглазую блондинку называли средневекой Еленой Прекрасной, из-за очаровательной Барбары чуть не вспыхнула война, она навсегда поссорила мать с сыном в королевкой семье, ее любовная история стала одним из самых популярных театральных сюжетов. Известный белорусский литератор и краевед XIX века Владислав Сырокомля утверждал, что судьба этой женщины «…более печальна, чем история прославленных коронованных мучениц Анны Болейн, Джоанны Грей или Марии Стюарт».

Джульетта белорусского средневековья
Барбара Радзивилл родилась в 1520 году в семье великого гетмана Юрия Радзивилла, которого называли литовским Геркулесом. Ее родным братом был литовский и будущий великий гетман Николай Радзивилл Рыжий, двоюродным – тогдашний великий маршал литовский Николай Радзивилл Черный. Наследницу славного магнатского рода учили классической латыни и древнегреческому языку, истории, рисованию, искусству стихосложения, музыке и танцам, математике и географии, верховой езде. Замуж ее выдали в 17 лет за Станислава Гаштольда, который не оценил ни красоты, ни ума своей супруги. Важнее для него оказались политическое влияние и финансовое состояние ее рода.
Через несколько лет после свадьбы Барбара, так и не подарившая Гаштольду наследника, надела черный вдовий наряд и вернулась в материнский дом. Но юная вдова не смогла усидеть в четырех стенах, все чаще ее видят на светских балах. На одном из таких увеселительных мероприятий Радзивилл Черный и познакомил сестру со своим приятелем великим князем литовским Жигимонтом (Сигизмундом) II Августом, который воспылал к ней жаркой любовью.
В те времена отказывать великим князьям было не принято, а, кроме того, в семье Радзивиллов были довольно свободные нравы, и вскоре Барбара с молодым королевичем так полюбили друг друга, что от любви их зажигались звезды.
Замок свиданий
Главная резиденция Гаштольдов находилась менее чем в девяноста километрах южнее Вильны в Гераненах (сейчас деревня в Ивьевском районе Гродненской области). Официальным поводом навестить юную вдову в ее замке для Жигимонта Августа стал вопрос об огромном наследстве угасшего магнатского рода Гаштольдов. По закону, после смерти в 1542 году мужа Барбары, имущество рода переходило великому князю.
Жаркая любовь разгорелась в родовом гнезде Гаштольдов. Геранены были подарены великим князем Жигимонтом Кейстутовичем виленскому воеводе Яну Гаштольду. В начале XVI века Войцех Гаштольд начал возведение на юго-западной окраине деревни величественной крепости, которое было закончено уже при его преемнике, виленском воеводе и канцлере Великого княжества Литовского Альбрехте Гаштольде. Замок в Гераненах строился в то же время, что и знаменитый Мирский замок, принадлежавший магнатскому роду Ильиничей.
В 1529 году владельцы каменного замка в Гераненах получили графский титул. Крепость совмещала в себе новейшие достижения европейского фортификационного строительства и местные традиции зодчества. Резиденция Гаштольдов получила довольно необычный по тем временам для Беларуси внешний вид, который делал ее практически неприступной.
При планировании комплекса был выбран прогрессивный бастионный тип замка, который гарантировал эффективную защиту от артиллерии неприятеля. Замок в Гераненах имел два пояса обороны. Первая линия укреплений проходила по внешнему периметру и включала в себя ров глубиной в 4 метра и шириной до 15 метров, а также огромный насыпной вал высотой более 10 метров и шириной до 15 метров, имевший общую протяженность в 700 метров. Главными центрами обороны были уникальные для Беларуси четыре так называемые башни-рандели. Они были включены в крепостной вал, над которым возвышался лишь второй открытый ярус этих сооружений. Здесь на обширной восьмигранной площадке, укрытые за двухметровыми стенами, находились пушки и несколько десятков солдат гарнизона. Сам замок находился в центре комплекса на высоком искусственно насыпанном возвышении. По углам размещались четыре высокие готические башни диаметром по восемь метров каждая.
Важную оборонительную функцию имел и возведенный напротив входа в Гераненский замок в 1529 году костел св. Николая, который в будущем должен был стать родовой усыпальницей Гаштольдов. Он неоднократно разрушался и обновлялся; теперь, после всех переделок, представляет собой прямоугольное, с пятигранной апсидой здание несколько сумбурного облика.
Сегодня Гераненский замок – это сильно заросшие живописные руины. Уцелели значительные фрагменты внешнего вала. Сложно представить, что именно здесь началась одна из самых красивых и трагичных историй любви.
Жигимонт Август был женат, но его страдавшая эпилепсией супруга Елизавета Австрийская не шла ни в какое сравнение с юной и пылкой Барбарой. В Гераненах влюбленные прожили несколько недель. «Любовью века» назовут современники и потомки их захватывающий роман.
Тайная свадьба и коронация
Скрыть такую любовь было сложно, и вскоре об этом узнала родня обеих сторон. Двоюродный брат Барбары – Николай Радзивилл Черный – решил сберечь имя и честь сестры от сплетен. Но опасней сплетен была мать королевича – Бона Сфорца. Все знали, что она люто ненавидит всех Радзивиллов и считает их «выскочками».
Тем временем, уже будучи вдовцом, Жигимонт Август готовился стать королем – старый монарх доживал свои последние дни.
Стремясь разрешить ситуацию, Радзивилл Черный взял с собой двоюродного брата Николая Рыжего и направился к Жигимонту Августу. Они потребовали от него окончательного решения: или жениться на Барбаре, или больше с ней не встречаться. Королевич, который знал свое неустойчивое положение, отношение королевы-матери к представителям рода Радзивиллов, а также интриги при польском дворе, понимал, что должен будет оставить любимую. Оставив великого князя принимать решение, братья сделали вид, что уезжают. Терзаемый сомнениями, Жигимонт бросился к любимой. Братья Барбары, следившие за ним, явились к ним прямо во время свидания и тут же потребовали, чтобы он женился. Он согласился, ведь был безумно влюблен. Об одном только попросил: оставить свадьбу в тайне. Братья дали на это позволение. Влюбленные тайно поженились. Для своей семьи и государства Жигимонт Август оставался вдовцом.
А тем временем умирает старый король и Жигимонта II срочно увозят в Краков для всех приготовлений. Королева-мать Бона Сфорца активно ищет своему сыну подходящую невесту, ведь брак должен укрепить трон и увеличить престиж Речи Посполитой в Европе. И тут как гром среди ясного неба известие о том, что королевич женат!
17 апреля 1548 года Жигимонт Август официально представил Сейму Барбару как свою жену. Но если Литва согласилась признать ее великой княгиней, то ни королева-мать, ни польская шляхта не хотела видеть на белокурой красавице королевкую корону. Однако ставший королем Жигимонт проявил неслыханную для него твердость. Он любил Барбару и не хотел с ней расставаться. В декабре 1550 года она была коронована и провозглашена королевой Польского государства. Но счастья ей это не принесло. Уже через два месяца после коронации Барбару нельзя было узнать. «Схуднела так, что одни кости остались», – сообщал Радзивилл Черный Радзивиллу Рыжему. Она мучилась несколько месяцев. Страшные нарывы покрыли некогда безупречно гладкую кожу. В последние дни агонии они лопались, и комнату, где лежала несчастная, наполняло зловоние, которого не выдерживали ни ее служанки, ни доктора. И лишь верный муж до конца оставался у ложа умирающей. 8 мая следующего года Барбара умирает.
Исследователи говорят о трех версиях смерти польской королевы. По одной из них, причиной тяжелой болезни называют венерическое заболевание. По другой – лекарства от бесплодия, которые принимала Барбара. По третьей версии, королева была больна раком. Но самая популярная, безусловно, четвертая версия – нелюбимую невестку отравила королева-мать. Известна даже фамилия аптекаря, приготовившего снадобье, которое под видом лекарства медленно отравляло королеву. Его звали Монти.
Безутешный вдовец
Горе Жигимонта Августа было безмерным. Барбару решено было похоронить в Вильно, и безутешный вдовец от самого Кракова шел за гробом пешком. Похоронили Барбару в Кафедральном соборе на площади Гедимина. Саркофаг с ее останками находится там и в наши дни.
Но тут история не заканчивается. Сходя с ума от горя и тоски по любимой, король обращается к алхимикам с просьбой вызвать ее душу, чтобы узнать у нее, как ему жить дальше. Как свидетельствуют историки, сделать это взялись Твардовский и Мнишек (реальные исторические личности).
Короля привели в полутемный зал, уставленный зеркалами, на одном из которых была во весь рост выгравирована Барбара в белой одежде. Ему хотели привязать руки к подлокотникам, чтобы он нечаянно не коснулся привидения, но тот отказался и дал слово, что будет вести себя спокойно. Но, когда призрак Барбары появился, влюбленный Жигимонт кинулся к нему с криком «Басенька моя!» и попытался обнять. Раздался взрыв, по комнате пошел трупный запах…
С тех пор душа Барбары не может найти дорогу в мир мертвых и обречена вечно скитаться. Вот и ходит она среди людей, а «поселилась», говорят, в одной из башен Несвижского замка. Появляется всегда только в черном одеянии в знак траура по своей загубленной жизни и любви. Считается, что она предупреждает людей об опасностях – войнах или пожарах. Так, ее неоднократно видели перед тем, как замок серьезно пострадал от пожара.
Рассказывают, что с середины XVIII столетия Черная Дама стала блюстительницей нравов. Она стала следить за поведением молодых красивых девушек и женщин. Если те позволяли себе придти на бал в очень уж откровенных нарядах, Черная Дама появлялась перед ними в темных переулках и коридорах и пугала бедняжек до полусмерти.
А во время войны немцы, которые дважды оккупировали Несвиж, если видели в парке что-то черное, то с криком «Шварц фрау!» стреляли в том направлении и бежали прятаться.
Для повышения авторитета и ускорения экономического развития Гераненам в середине XVIII века Август III дал Магдебургское право на самоуправление. Герб города – пронзенное мечом сердце на зеленом фоне – был выбран не случайно и напоминал о славных событиях прошлых веков (в том числе и о Барбаре Радзивилл). Память о ней увековечена и в родовом гнезде Радзивиллов – Несвиже: ее скульптура стоит в парке, рядом с замком.

Добавить комментарий