Искусство смеха, или Как создаются веселые истории

2_Во время Международного ежегодного фестиваля анимационных фильмов «Анимаевка-2015» нам посчастливилось встретиться со специальным гостем Борисом Грачевским. Заслуженный деятель Российской Федерации, режиссер, сценарист, художественный руководитель и основатель детского киножурнала «Ералаш» открыл нам секреты популярности и особенности создания юмористических историй, приоткрыл завесу тайны о том, где лежат истоки «Ералаша», откуда взялось название, и чем отличаются современные сюжеты от тех, которые были 40 лет назад.

Как появилось название «Ералаш»?

– Это единственное слово, которое понравилось абсолютно всей съемочной группе, так как достаточно редкое в обиходе, ершистое и забавное. Расшифровывается оно как неразбериха, путаница и беспорядок. Была только одна сложность, фамилия министра, от которого зависела судьба журнала, была – Ермаш, и мы боялись, что не пропустит он такое название, так и случилось, оно вызвало недовольство у чиновника, он долго сопротивлялся и противился, но в результате мы его уговорили.

Где находите героев для журнала?

– Когда-то мы ходили по школам и выискивали смешных, ярких, необычных детей, но сейчас нас не пускают в учебные заведения. Есть только две школы, где мы снимаем кино, где к нам уже привыкли и камеры никого не удивляют, если конечно не привезем с собой Киркорова или Нагиева. Еще работает актерское агентство «Ералаш», куда родители приводят детей, там они проходят специальный оценочный кастинг, получают отметку, «пятерочников» отбирают сразу на главные роли, остальные ждут своего звездного часа.

Вы сами придумываете сюжеты?

– Сочиняю, но редко, в основном присылают зрители. Сейчас не часто приходят сценарии, которые заставляют смеяться уже при прочтении, но бывает. Платим за хорошие истории– щедро, так что если придумаете что-то новое веселое, будем рады.

Кем вы мечтали стать в детстве?

– Я вырос в Доме отдыха, где папа был культорганизатором, и у нас был конь, за которым присматривал веселый, добродушный парень по имени Свайка, еле-еле говорящий по-русски. Но он так любил детей, что мы все свободное время проводили с ним. Очарованный этим малым и его работой, я был уверен, что стану конюхом. Но сказать об этом родителям – артисту и библиотекарю – я не мог, знал, что меня не поймут, ведь с 6 лет я работал с отцом на профессиональной эстраде, на сцене. Эту тайну я хранил долго и, слава Богу, мечта не осуществилась, думаю, конюх из меня был бы никудышный.

Как вы находите взаимопонимание с маленькими актерами?

– Я не становлюсь на корточки к ребенку, чтобы что-то объяснить, наоборот, поднимаю его до себя и спокойно говорю, что мне от него надо, если не понял – еще раз, потом еще раз, пока не поймет. Как в анекдоте: «Подходит мальчик к милиционеру: «Хотите я вам анекдот расскажу?», – «Ты что не видишь, с кем разговариваешь?», – «Вижу, но я два раза расскажу и медленно».

Современные дети отличаются от тех, что были раньше?

– Конечно, они сейчас свободнее, а значит, раскованнее и наглее, в этом есть как положительные, так и отрицательные стороны. На весь мир обрушился мощнейший информационный поток, который изменил современное мышление. Если раньше дети могли в голове удерживать длинный сюжет, то сейчас – 3-5 минут максимум. Пришла эра клиповое мышления и это необходимо учитывать. Все наши фильмы состоят из осколочков, каждый из которых имеет законченную мысль. Эра Анны Карениной, где 82 действующих лица – закончилась.

В чем секрет «Ералаша»?

– Мы очень много кадров переделываем, переснимаем, добиваясь идеальной реализации задуманного. Без ошибок работать невозможно, их все совершают, но искусство заключается в том, чтобы их исправлять. И второй нюанс, в каждом сюжете должно быть несколько пластов понимания. Люди разные, кому-то хочется посмеяться, расслабиться, а кто-то видит скрытые смыслы. Наша цель – находить притчивую форму высказывания, чтобы умный человек понял – подтекст, а веселый – юмор.

Можете привести пример?

– Идет мальчик по улице, мама ему звонит и зовет обедать. Ребенок спрашивает, можно ли прийти с Женей.
– А кто такой Женя? – интересуется мама.
– Это мой новый друг.
– Ну, хорошо, если родители Жени разрешают, жду вас обоих.
Приходит сын домой один, мама спрашивает, где Женя, на что мальчик открывает ладошки, а там сидит маленький лягушонок.
– Это мой новый друг Женя.
Затем он показывает маме пакет, битком набитый лягушками и говорит:
– Ты говорила спросить разрешения у родителей Жени. Откуда я знаю, где они…
Это один из новых сюжетов «Ералаша».
С одной стороны это комедия, смешно, но для меня это важнейшая тема об одиноком маленьком человеке, неадекватности его сообщества и псевдоаутизме, такая история трогательна до слез и представляет наибольшую ценность.

Марина Крупенько.
Фото Олега ФОЙНИЦКОГО.

Добавить комментарий