Профилактика коррупционных правонарушений, новшество Закона «О борьбе с коррупцией»

Борьба с коррупционными проявлениями является одним из важнейших приоритетов в 8a6cc1edb11647a22a932222ca05a2b1деятельности всех государственных органов Республики Беларусь.

В целях снижения мотивации и усиления профилактической составляющей Генеральной прокуратурой Республики Беларусь разработана новая редакция Закона «О борьбе с коррупцией», которая вступает в силу с 24.01.2016.

В Законе «О борьбе с коррупцией» в новой редакции реализованы основные законодательные мероприятия, предусмотренные поручениями Президента Республики Беларусь о противодействии коррупции.

Например, Закон содержит основания отказа в назначении на должности руководящих работников, приеме на государственную службу лиц, совершивших преступления, а также уволенных по дискредитирующим основаниям.

Глава государства поставил задачу обеспечить чистоту управленческого аппарата, на руководящие должности в государственные органы и иные организации назначать лиц, которые не скомпрометировали себя совершением преступлений или иных дискредитирующих действий.

Законом предусмотрен запрет на прием на государственную службу лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления против интересов службы либо сопряженные с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Этот запрет не имеет срока действия и полностью исключает прием на государственную службу лиц, совершивших деяния указанной категории.

Основания отказа в назначении на руководящие должности лиц, ранее уволенных по дискредитирующим основаниям, в Законе изложены в соответствии с аналогичными положениями Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

Закон также предусматривает ограничение права совершивших преступления должностных лиц на пенсионное обеспечение.

Такие последствия могут иметь место только в случае совершения в период прохождения государственной или военной службы тяжких или особо тяжких преступлений против интересов службы либо сопряженных с использованием должностным лицом своих служебных полномочий.

Поскольку государственные служащие и военнослужащие имеют разный правовой статус и для них установлены различные условия и нормы пенсионного обеспечения. Законом предусмотрен различный механизм ограничения права на пенсионное обеспечение в случаях совершения преступлений названной категории:

— для государственных служащих — лишение права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и назначение пенсии только по возрасту;

— для военнослужащих и служащих военизированных организаций — при исчислении пенсий за выслугу лет оклад по воинскому (специальному) званию учитывается по воинскому (специальному) званию «рядовой».

Принятие данной нормы будет способствовать предупреждению совершения коррупционных и иных преступлений должностными лицами, которые являются государственными служащими, военнослужащими или проходят службу в военизированных организациях. Одним из наиболее значимых стимулов прохождения указанных видов службы является право на получение более высокого размера пенсии, чем пенсия по возрасту.

Законом установлен механизм изъятия в порядке искового производства имущества, происхождение которого должностное лицо, занимающее ответственное положение или поступившее на государственную службу путем избрания, не может пояснить. Такой иск может быть заявлен только в случаях явного превышения расходов над доходами, которое свидетельствует о приобретении имущества в результате злоупотребления служебными полномочиями.

Справочно. Под явным превышением стоимости имущества и расходов должностного лица над доходами, полученными из законных источников, следует понимать превышение, составляющее не менее 25 процентов от доходов, полученных из законных источников за отчетный период.

В Законе предусмотрена обязанность руководителей государственных органов, иных организаций привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших ограничения, предусмотренные настоящим Законом, к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Названные правонарушения являются дисциплинарными проступками, за которые наниматель должен применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Трудовым кодексом.

При реализации норм Закона ожидается усиление предупредительной функции в деятельности правоохранительных и иных государственных органов. Изменения в законодательство преследуют цель сделать совершение преступлений невыгодным, на что, в частности, направлены нормы об ограничении права на пенсионное обеспечение. Расширение сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию должностными лицами, позволят сделать имущественное положение чиновников более «прозрачным». Также правоохранительные органы получат дополнительные возможности противодействия незаконному обогащению должностных лиц, о чем указывалось выше.

А.А.Киселёв,
прокурор Могилевского района, советник юстиции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.