Ко Дню чернобыльской трагедии. Воспоминания переселенцев

26 апреля 1986 года случилась крупнейшая техногенная авария в истории человечества – взрыв на Чернобыльской АЭС. Хотя со времени этих событий прошло 35 лет, последствия страшного
дня мы ощущаем до сих пор.
В день памяти с нами поделилась воспоминаниями о трагедии Людмила Котова из агрогородка Сухари, которая полжизни живет в статусе переселенца: после аварии почти вся территория ее родины – Славгородского района – подверглась радиоактивному загрязнению.

 «Этот день был такой ясный и теплый, я занималась уборкой, а дочь, ей было еще восемь месяцев, сидела на своем детском деревянном стульчике, перебирала яркие разноцветные бусины…» – без слез Людмила Михайловна не может вспоминать картину того дня, которая так врезалась ей в сердце, когда стало известно, что в соседней деревне авиация «садит» радиоактивные облака.
Но это было уже потом, в мае, а в день аварии вообще никто ничего не знал: «26 апреля было очень жарко и солнечно. Шквалистый ветер налетел внезапно, – рассказывает Людмила Михайловна, – под его порывами затрещали деревья, и стихия разогнала всех по домам. Прошел сильный дождь, и помню, как стали появляться желто-зеленые лужи, но
нам говорили, что это пыльца осыпается с хвои».
Пожалуй, только это событие отличало этот день от всех остальных. Никаких сообщений об аварии не поступило. Лишь
спустя время стало известно – случилась трагедия. Впрочем, никто не понимал, что такое радиация вообще, да и истинные размеры беды никто не представлял. Люди узнавали, что происходит что-то необычное, лишь из случайных
разговоров с теми, кто имел хоть какое-то отношение к проводимым мероприятиям.
По воспоминаниям Людмилы Котовой, в жизни деревни в первые годы после Чернобыля мало что изменилось, но работа по обеззараживанию велась, постепенно стали приезжать комиссии, и у людей от предчувствия беды поселился в душе страх.
Однако, как сейчас понимает Людмила Михайловна, никто не знал истинных масштабов угрозы. Лишь спустя несколько лет семья Людмилы Котовой получила статус переселенцев – наверное, не было в то время человека в пострадавших районах, который бы не задавал себе вопрос: «Как теперь жить?» Людям приходилось уезжать из родных мест, оставив всё.
Славгородский район оказался одним из самых загрязненных регионов после аварии на Чернобыльской АЭС. Отсюда отселили несколько тысяч человек, около 15 деревень прекратили свое существование после переселения людей, а сотни гектаров земли стали невостребованными – их использование было опасно для жизни и здоровья.
В 1990 году Котовы приехали в Сухари, где начали новую жизнь многие переселенцы: специально для них там были построены дома. «Мой муж по образованию ветеринарный врач, и ему как специалисту дали дом от колхоза, а я устроилась на почту, где работаю до сих пор», – рассказывает Людмила Михайловна.
О том, как попала на работу в отделение связи, вспоминает с улыбкой: «Пришла отправлять посылку брату и осталась – мне предложили возглавить отделение: место как раз должно было освободиться».
Так Котовы и обосновались, постепенно жизнь на новом месте наладилась. «Местные жители сразу приняли нас хорошо, тем более что рядом с нами поселилось несколько семей, которые понимали нашу беду, потому что сами оказались переселенцами из загрязненной радиацией зоны», – рассказывает Людмила Михайловна.
Сейчас муж Людмилы Котовой, несмотря на пенсионный возраст, продолжает работать в местной школе сторожем. Они
держат подсобное хозяйство, огород. Дети – сын и дочь – уже взрослые, имеют свои семьи и регулярно приезжают в гости.
«Тоску по родным местам я ощущаю постоянно: у нас был хороший дом, огород, хозяйство. Никто не
думал, что всё изменится. Все эти годы вижу свой дом во сне таким, каким он остался в моей памяти», – при этих словах женщина не смогла сдержать слёз.
В бывшую свою деревню Безуевичи Котовы, как и другие переселенцы, возвращаются только на Радуницу посетить могилы родных. «Там похоронены наши близкие. Но с каждым годом людей приезжает всё меньше», – печалится Людмила Михайловна.
В этот день деревня наполняется своими прежними жителями: иные не сразу и узнают друг друга, но вместе плачут по утерянной родине – прошло 35 лет, а чернобыльская трагедия продолжает волновать тысячи людей, жизни которых она изменила навсегда.

Юлия Лунёва.
Фото из личного архива
Л.М. Котовой.

Добавить комментарий