Ко Дню печати.О мэтре фотожурналистики Стальяне Трацевском

Не часто нам, журналистам, приходится рассказывать о своих коллегах. Такая профессиональная этика. Мы пишем о хлеборобах, врачах, учителях, тружениках села. Словом, о людях самых разных профессий.

Но сегодня есть повод. День печати – это праздник тех, кто трудится в редакциях газет, типографиях. Тридцать пять лет в «Прыдняпроўскай ніве» работал фотокорреспондентом Стальян Павлович Трацевский. Его представлять, думаю, нет необходимости. Не найдется в нашем районе даже маленькой деревушки, где бы ни побывал в творческой командировке с фотоаппаратом Стальян Павлович Трацевский, один из старейших фотокорров области. Не в обиду другим, но я бы назвал его мэтром фотожурналистики.

 

Многие поколения читателей «районки» помнят его интересные фотоснимки, которые размещались в каждом номере нашей газеты. Он всегда находился в поле, где сеяли зерно или собирали урожай, на ферме – даже во время утренней дойки.

Ни одно торжество не обходилось без этого фотокорреспондента. Лет пять назад в нашу редакцию зашла женщина, которая трудилась зоотехником в одном из хозяйств. Сколько было приятных воспоминаний из ее трудовой биографии! А какие снимки на производстве были сделаны Трацевским! Нам есть чему поучиться у коллеги.

В марте 1964 года Стальян Павлович пришел в районную газету, которая называлась тогда «За камуністычную працу». Это потом к нему пришла слава, хотя звездой себя никогда не считал. А когда впервые переступил порог редакции, был совсем молодым парнем. Но выбор профессии я бы не назвал случайным.

До армии Стальян успел попробовать журналистского хлеба в областной газете. Его отец, Павел Васильевич, в своё время редактировал Осиповичскую районную газету. Желание заниматься фотографией у Трацевского появилось ещё в юношеские годы. Представьте себе, что в то время не было усовершенствованных фотоаппаратов, видеотехники. Как рассказывал Стальян Павлович, даже плёнку проявлять и печатать снимки приходилось в подвале. Вот такая была домашняя фотолаборатория. А ещё он просил маму или кого-либо из родственников, чтобы ему через дверь сообщали, сколько времени прошло с момента проявления плёнки, потому что не было наручных часов.

Рассказывал Трацевский и о своем первом редакционном задании. Приняли его на работу фотокорром с испытательным сроком. Редактор Александр Корнеевич Алексеенко сразу предупредил, что газета имеет сельскохозяйственное направление и ему, городскому парню, придется нелегко. Нужно и на ферме побывать, и в поле людей фотографировать.

Однако сколько радости было и гордости, когда первое задание выполнил успешно! В Вейно делал снимки животноводов. Отдельно сфотографировал людей и помещение молочно-товарной фермы. В газете же получилось, что люди идут на работу. Такой прием называется фотомонтажом. Скажу откровенно, что потом Стальян Павлович неоднократно и успешно его использовал. Уже тогда бывший заведующий сельхозотделом редакции Алексей Демиденко сказал: «Из тебя, Стальян, будет хороший фотокорр».

Через несколько недель работы Трацевскому за добросовестный труд вручили ценный подарок.

Не было такого случая, чтобы он не выполнил редакционного задания. А выезжать в хозяйства другой раз приходилось в 4 часа утра, чтоб сфотографировать, как пастухи выгоняют коров в поле.

Долго помнил Стальян Павлович свой первый фотоаппарат «Монокль». В нем была только одна выдержка. А регулировка осуществлялась за счет диафрагмы. Плёнка же использовалась 6х9.

Когда я спрашивал, в чем заключается секрет фотомастерства, он отвечал: «Нужно всегда предварительно продумать сюжет снимка, при этом очень сильно любить свою профессию».

Говорят, что журналистика не столько работа, сколько стиль жизни. Во всяком случае, будучи со Стальяном Павловичем в творческих командировках, я, тогда молодой, начинающий журналист, замечал, насколько ответственно он относится к выполнению редакционного задания. Легко было писать материалы, текстовки к снимкам, сделанным Трацевским. Он умел найти общий язык с героями газетных полос. Его тонкий юмор настраивал на волну позитива и творческого подъема.

Даже в сложных ситуациях он находил выход. Помню, приехали на ферму в Вендорож, но доярки, которую нужно было фотографировать для газеты, не оказалось на работе. На редакционном уазике мы направились к ней. У сельчан спросили, где живет, назвали фамилию. Они подсказали. Когда мы открыли калитку, во дворе, на только выпавшем белом снегу, я увидел следы собаки. Предупредил Стальяна Павловича, но он пошел первым. И вдруг из-за крыльца выбежала огромная овчарка. От страха у меня в тот момент даже голос пропал. А Трацевский к ней ласково: «Свои мы, свои». Через несколько минут вышла хозяйка.

Неделей позже в районной газете читателям улыбалась одна из передовых доярок фермы. И, что удивительно, на снимке она была в животноводческом помещении, где стояли буренки, иначе говоря, доярка за работой. Никто даже не догадался, что сфотографировали ее возле дома. Стальян Павлович сделал фотомонтаж.

Благодаря использованию Трацевским этого жанра, одна из его фоторабот попала на выставку, за что была удостоена специальной премии. Сюжет снимка был следующим: в гнезде – аист, а второй вылетает. Такой эпизод сфотографировать трудно. Но, если сделать два снимка (одного аиста в гнезде, а второго – в полете) и использовать фотомонтаж, картина получается неповторимая.

В былые годы районная газета принимала участие в Выставке достижений народного хозяйства в Москве. Дважды удостаивалась высоких премий. Почетно, что статьи сопровождались снимками, сделанными Трацевским.

За лучшие фотоработы в 80-е годы Стальян Павлович был удостоен Почетной грамоты Верховного Совета БССР. А сколько у него было наград областного и районного уровней – не сосчитать. Да и нужно ли? Главным для него было признание и уважение людей. И признание это пришло… В домашних альбомах многих жителей района, бывших руководителей, специалистов и простых тружеников до сих пор хранятся снимки, сделанные когда-то Трацевским. Он умел поймать момент, запечатлеть кадр, передающий характер, настроение, профессию. Эти снимки стали частью истории, которую бережно хранит память.

Олег Дятлов.

Добавить комментарий