19 января православные и греко-католические христиане празднуют Крещение – третий большой праздник, завершающий рождественско-новогодние святки.
Праздник Крещения Господня – один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще к временам апостолов. Древнее название праздника – «Епифания» – явление, или «Теофания» – Богоявление.
Крещение Господне отмечается в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Когда Иисус Христос достиг 30-летнего возраста, он принял крещение в реке Иордан. Вышел на берег, а с небес послышался голос Бога-Отца, который назвал Иисуса своим Сыном. Одновременно на него сошел Святой Дух в образе голубя. Отсюда еще одно название праздника – Богоявление.
Православные и греко-католики считают, что именно этот праздник удостоверяет таинство Святой Троицы. Ведь в этот день явился Бог в трех ипостасях: Бог Отец – в голосе, Сын Божий – во плоти, Дух Святой в виде голубя.
Традиции празднования
Накануне Крещения, 18 января, верующие постятся – ничего не едят до вечера, а вечером отмечают второй Святой Вечер или «Голодную кутью». На ужин подают постные блюда – жареную рыбу, вареники с капустой, гречневые блины на масле, кутью и взвар.
После ужина все ложки собирают в одну миску, а сверху кладут хлеб – «чтобы хлеб родился». Этими же ложками девушки гадали: выходили на порог и стучали ими, пока где-то не залает пес – в эту же сторону девушка и замуж пойдет.
Утром 19 января святят воду в церкви или, где это возможно: возле озера, реки, ручья. Считается, что на Крещение, с полуночи до полуночи, вода приобретает целебные свойства и сохраняет их на протяжении года. Ее дают пить тяжелобольным, ею освящают храмы, дома и животных. Для науки остается загадкой тот факт, что крещенская вода не портится, не имеет запаха и может храниться в течение года и дольше.
Сохранилась традиция окунаться на Крещение в проруби – тот, кто отваживался на это, верил, что целебная крещенская вода даст ему здоровья на целый год.
После празднования Крещения начинается новый свадебный сезон, который продолжается до Великого поста.
Народные приметы праздника
* Добрым предзнаменованием считалось, если в этот день сговорятся о будущей свадьбе. «Крещенское рукобитье – к счастливой семье».
* Если в этот день шел лопатый снег, он предвещал хороший урожай.
* Если на Крещение деревья были покрыты инеем, весной старались сеять озимую пшеницу в этот же день недели – урожай будет богатым.
* Ясный день на Крещение сулил, по народным приметам, неурожайный год.
* Если в ночь на Крещение полнолуние, то опасались паводка весной. В этом году праздник Крещение приходится на 4 лунную фазу, т.е. большого половодья весной не ждать.
* Девушки умывались крещенским льдом и снегом, говорили, что тогда они будут «без белил белыми, без румян румяными».
* Сны в Крещенскую ночь считались вещими, а гадания были похожи на Рождественские.
* Если на Крещение деревья покрыты инеем, весной сеять озимую пшеницу нужно в тот же день недели – урожай будет богатым.
* Если на Крещение звездная ночь – будет хороший урожай орехов и ягод.
* Если на Крещение видно много рыбы, будут пчелы хорошо роиться.
По материалам Интернет-источников
У православных верующих сегодня Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)
Для того чтобы верующие смогли должным образом подготовиться к большому православному празднику Крещению Господню – Богоявлению, церковь установила в Крещенский сочельник строгий пост. Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской водой. Вечером разрешается вкушать сочиво – блюдо из круп и вареных овощей. Отсюда и название дня – сочевник, позднее его стали называть – сочельник. Отведав сочива, прихожане спешат в храмы на навечерие, когда совершается служба в честь праздника, а также происходит чин великого освящения воды.
В ночь с 18 на 19 января проходят торжественные молебны, совершается освящение воды в храмах. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Бытует поверье, что крещенская вода обладает удивительными свойствами, благотворно влияет на духовное и физическое здоровье человека. Ею освящают жилища и иконы. Крещенская вода приобретает определенные физические свойства и не портится под воздействием времени.
Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры. При этом читается соответствующая молитва. При недугах или болезнях пить воду можно и нужно в любое время. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она придает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божья, и которая требует к себе благоговейного отношения. При таком отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
Крещенский сочельник особенно торжественно чествовался нашими предками и был в народном сознании днем чрезвычайно святым. Злословия, пляски, смешные наряды и гадания, известные в народе под названием “крещенских вечеров” – накануне Крещения признавались великим грехом. В этот день каждый считал своим священным непременным долгом побывать в храме.
В прежние времена существовал также обычай на Крещенский сочельник ходить по тюрьмам и домам бедняков со щедрой милостыней. В этот день всякий считал своим долгом подать что-либо нищим.
БелТА