Эту боль не лечит время

У каждого человек есть своя малая родина – тот земной уголок, где он родился и вырос, учился, встретил первую любовь. Спустя много лет от посещения родных мест сердце учащено начинает стучать – а перед глазами встают самые трогательные эпизоды жизни.

У Виктора Коноховича и Нины Савельевны Галынкиных — это деревня Дубровка, что в Чериковском районе. Здесь они жили, трудились в сельском хозяйстве, растили детей. И сейчас в их памяти этот солнечный апрельский день, когда произошла крупнейшая техногенная катастрофа века – авария на Чернобыльской атомной станции. О трагедии сообщили по радио, но люди продолжали обычную жизнь: держали домашнее хозяйство, ходили в лес за ягодами и грибами. И только когда в деревню приехали военные, чтобы провести дезактивацию домов, собрать верхний слой земли и отвезти в так называемые «могильники», люди всерьёз задумались о беде.

1 ïîëîñà íîâàÿ øàïêà.indd— Определенное время нам запрещали употреблять молоко от своих бурёнок, — вспоминает Нина Савельевна и продолжает, — дары леса нужно было отвозить в санстанцию на дозиметрический контроль.

Каждой семье начали выделять деньги за проживание в радиационной зоне, их тогда называли «гробовые».

Постепенно люди стали покидать родные, обжитые места. Сначала переезжали те, у кого были маленькие дети. Последними оставляли деревню учителя, медработники – кто обеспечивал жизнедеятельность села.

19 апреля 1990 года семья Галынкиных переехала в деревню Песчанка, что в Княжицком сельском совете. Тогда здесь были построены колхозные дома и требовались специалисты сельскохозяйственного профиля. Виктор Конохович устроился механизатором в бывший колхоз «Беларусь», а его жена – дояркой на местную молочнотоварную ферму. До выхода на пенсию трудились в хозяйстве.

— Вместе с нами с семьёй переехал в Песчанку родной брат Михаил и ещё односельчане, — говорит Виктор Конохович и продолжает, — так постепенно стали обживаться на новом месте. Двое взрослых сыновей Галынкиных, Александр и Николай, живут в Могилёве и Витебске. Сейчас вместе с детьми (внуками) приезжают к родителям в гости.

Судьба разбросала переселенцев, чьи деревни накрыл своим пеплом Чернобыль, по разным регионам нашей страны и далеко за её пределы.

Большинство деревень, где проживали люди, захоронены. Напоминанием о том, что здесь когда-то бурлила жизнь, являются цветущие сады. На Радуницу земляки собираются вместе, посещая кладбища, где похоронены родные и близкие. Такие встречи болью отзываются в сердцах тех, кто пережил чернобыльскую трагедию и отселение.

В душах переселенцев живёт память о родных местах. Память эту не вычеркнуть из ленты событий – с ней надо жить.

Текст и фото Олега ДЯТЛОВА

Добавить комментарий