Как научить ребенка правильно говорить, или 10 советов от учителя-дефектолога

Все мы наверняка были свидетелями первых речевых проявлений малышей. О, этот детский лепет, который мы слышим, заставляет нас невольно улыбаться. С детской речью к нам в душу вселяется частичка радости, которая в целом формирует из нас полноценного счастливого человека. 
И правда, речь ребёнка умиляет и радует. Но, всегда ли это хорошо, когда взрослый поощряет «детскую» речь? Нет. Я бы хотела предостеречь родителей от ошибок в воспитании речи детей.

Первое и самое главное – это образец речи взрослого. Ведь что слышит ребёнок, то он и повторяет. Когда мама берет малыша на руки, что видит младенец? Речевой аппарат мамы, ее выражение лица. Поэтому с первых дней жизни стоит призадуматься, что мы дарим ребёнку своей невербальной коммуникацией.

Второе, не менее важное составляющее, – это «сюсюканье». («Ой ты моя пусетька, бозенька ты мой, стётьки (щечки) твои пухленькие») и тд. Такая речь при ребёнке недопустима, так как мы уже говорили, ребёнок запоминает и думает, что именно так он и должен говорить. Я понимаю, что это милое создание лежит, хлопает своими прекрасными глазками, ну как тут не «просюсюкать»? Но нет, ребёнок как губка впитывает все. И вашу речь не исключение.

Третье: ваша речь должна звучать четко и ясно. В возрасте до двух лет, ваши предложения должны быть простыми. Не надо перегружать детское восприятие.

Четвёртое: не подражайте речи детей. «-Мама биби бу! – да, сынок, машина едет!»

Пятое: разговаривайте со своим малышом во время всех видов деятельности. Говорите о том, что вы делаете, что видите вы и ваш ребёнок. Это развивает не только мышление и память, но и лексико-грамматический строй речи.

Шестое: слушайте звуки и шумы. Заостряйте внимание малыша на происходящем вокруг (идёт дождь, едет машина, лает собака и др). Это формирует внутренний слух ребёнка.

Седьмое: пойте! Да, вы не ослышались, пойте! В раннем возрасте можно петь колыбельные, после годика можно начинать уже петь детские песенки. Если вы не обладаете музыкальным слухом, это вовсе не проблема. Включайте записи. Это развивает не только темпо-ритмическую сторону речи, но и создает благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому сохраняется психика ребёнка.

Восьмое: ученые давно доказали, что речь находится на кончиках пальцев. Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с развитием речи, так как центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Предлагайте малышу различные упражнения и игры, с помощью которых он будет «работать» пальчиками. С грудным малышом тоже можно развивать мелкую моторику. Во время грудного вскармливания разминайте пальчики малыша.

Девятое: когда ребёнок начинает говорить фразами и предложениями зачастую родители требуют от детей правильного произношения звуков, в особенности звука[р]. Ребёнок понимает и слышит, что что-то вибрирует во рту и пытается повторить, но из-за не до конца сформированного речевого аппарата и не до конца развитого фонематического слуха ребёнок не может повторить правильное произношение звука [р]. В итоге, по требованию родителей он приводит в движение маленький язычок, в результате чего получается француз. Как показала практика, работая с детьми в ГУО «Ясли-сад агрогородка Романовичи», очень сложно исправить горловой звук [р]. Проще, если ребёнок заменят [р] на [л] или [в]. В норме к 4-4,5 годам ребёнок должен овладеть шипящими и свистящими звуками, к 5 годам – сонорами [р], [л]. 

И последне, десятое: как говорил Скилеф «научиться говорить можно только говоря».

Общайтесь с ребёнком применяя вышеуказанные советы и все у вас получится. Ваш малыш вырастет умным, смышлёным, а главное, правильно и красиво говорящим. И в этом будет ваша заслуга. Ну а если что-то пойдёт не так, вы всегда сможете обратиться за логопедической помощью в учреждения образования и здравоохранения. Желаю успехов!

И.В.Дворянин,

учитель-дефектолог

ГУО «Ясли-сад агрогородка Романовичи».