“Он никогда нам о войне не говорил …”

В редакцию Людмила Васильевна Силина, председатель первичной ветеранской организации из агрогородка Вейно, пришла в самый жаркий день июня. С нескрываемым волнением положила на стол большую тетрадь, в которой лежал потрепанный конверт с пожелтевшими фотографиями. «Вот это мой отец Василий Павлович Вишневский», – она разложила передо мной несколько фотокарточек, многие из которых время не пощадило.

«Он о войне нам никогда не говорил. Всегда избегал этой темы, поэтому о тех годах осталось совсем мало сведений», – с грустью в голосе рассказала Людмила Васильевна.

Командир танка Т-70 169-го танкового батальона в феврале  44-го не дошел до Москвы – получив ранение в Серпухове (загорелся танк), находился в тылу и трудился на аэродроме в километре от села Дракино, где еще какое-то время оставалась база противовоздушной обороны столицы.

Домой Василий Павлович вернулся в октябре 1946 года. Вернулся не один: с молодой женой. Ох и рассердились девушки из деревень Вейнянского сельсовета на юную, миниатюрную Лидию – после войны ни мужчин, ни парней, а тут еще и неместную привез.

Время шло, в тяжелые послевоенные годы трудились, отдавая все силы на восстановление народного хозяйства – деревня Вейно была практически полностью разрушена. Василий Павлович еще до войны прошел обучение на животноводческих курсах и, хотя в 1940 году работал в совхозе водителем, после возращения стал бригадиром-животноводом – основным направлением хозяйства являлась молочно-мясная отрасль. В конце 50-х совхоз «Вейно» стал специализированным хозяйством по производству картофеля и овощей, и Василий Павлович вновь пересел за баранку автомобиля – трудился шофером до выхода на группу по инвалидности.

В хозяйстве Вишневского ценили и уважали за трудолюбие и сдержанный характер. Всегда немногословный, Василий Павлович, был на хорошем счету у руководства. Остались в копилке Вишневского медали за трудовые заслуги и  участника всесоюзной сельскохозяйственной выставки, в том числе Серебряная медаль ВДНХ «За успехи в народном хозяйстве СССР». А самая ценная медаль «Ветеран Труда» – за многолетний добросовестный труд.

Грустно и больно вспоминать Людмиле Васильевне о судьбе своих родных: «Мама в совхозе почти не работала – нас было шестеро, я самая старшая. Она такая сдержанная была – никогда лишнего не скажет. Выйдет на скамеечку посидеть, послушает-послушает, а сама больше молчит. Все всегда удивлялись такому характеру,  –  большие черные глаза моей собеседницы наполняются слезами от жалости к дорогим людям и к их нелегкой судьбе, от осознания несправедливости, выпавшей на их долю, – тяжелая жизнь была».

Хотя и до войны родители Людмилы Силиной видели много горя. Отец родом был из деревни Бохань Славгородского района. Его семья в 30-е годы, как и многие в то время, попала под раскулачивание. Пробовали искать лучшей доли в Украине, но там оказалось еще хуже – голод.

Когда семья Вишневских вернулась на родину, выяснилось, что хутор, где они жили, после образования колхозов был ликвидирован. Тогда решили попытать счастья в соседнем районе в совхозе «Вейно», который был создан одним из первых на Могилевщине – еще в 1922 году.

Воспоминания и о своей собственной жизни то и дело озаряют рассказ Людмилы Васильевны, добавляя в него светлой радости: как приехала в Жиличский сельскохозяйственный техникум, где старшекурсники советовали  набивать подушки соломой поплотнее – к концу года совсем тонкие станут; как договорились с подружкой ни с кем больше не дружить и целый месяц держали слово; как трудилась в овощеводческой бригаде с семьей Попелушко, бегала на танцы в соседнюю деревню и собиралась уехать в Москву…

В свое время совсем молоденькая Люда хотела отправиться с подругой в столицу работать на конфетную фабрику. Но в последний момент передумала – за день до отъезда забрала документы и вышла замуж за первого гармониста из Медвёдовки. Так и осталась в родном совхозе, где трудилась всю жизнь рядом с отцом и братьями в одной бригаде. «А с подругой связь не потеряли, даже приезжала к ней как-то в Москву – гостила у нее», – уже  с улыбкой рассказывает Людмила Силина.

Вспомнила Людмила Васильевна, как приезжали и к маме на родину: в домик, который стоял на Оке. В годы войны Лидия Алексеевна также трудилась на аэродроме близ деревни Дракино, где работал в тылу после ранения Василий Павлович. Так они там познакомились и остались вместе до конца своих дней, положив начало новому большому роду Вишневских, сильному и стойкому к жизненным испытаниям.

Юлия Лунёва.

Фото автора.

 

Добавить комментарий