Усадьба Жуковских в Дашковке: все самое любопытное для путешественников и где хранится старинный комод из усадьбы?

Запускаем цикл публикаций, посвященных туристическому потенциалу Могилевского района. Да, мы не раз уже писали о достопримечательностях нашего региона. Но, наверное, это та тема, где не стоит бояться повторений. Во-первых, иногда даже самое знакомое место можно открыть для себя по-новому, увидев его снеожиданной стороны. А во-вторых, в Могилевском районе еще столько интересных объектов истории, культуры и природы, что, уверены, рассказ о них станет откровением не только для гостей региона, но и для его жителей.

А начнем новый цикл с публикации ободном из самых знаковых мест Могилевского района – усадьбе Жуковских в аг. Дашковка, которая имеет статус историко-культурной ценности. Причины, почему выбор пал именно на это строение, две. Первая – как выяснилось, мы часто упоминали об усадьбе вскользь, но никогда целенаправленно. А вторая – …комод. Да-да, не удивляйтесь. Настоящий предмет мебели из усадьбы Жуковских, который сохранился до наших дней и преспокойно выполняет свои основные функции в доме одного из жителей Дашковки. Но про комод мы расскажем позже, а пока вернемся к истокам.

После раздела Речи Посполитой в 1772 году восточно-белорусские земли вошли в состав Российской империи и, как следствие, дворяне Жуковские в качестве родового имения получили местечко Дашковка Быховского уезда Могилевской губернии. Будучи людьми образованными и прогрессивными, Жуковские начинают обустраивать населенный пункт. Появляются церковь, усадьба, чуть позже – больница.

К сожалению, нет точной даты строительства имения, но зато имеются данные, что во время сражения 11 июля 1812 года в усадебном доме Жуковских размещался лазарет для русских солдат. По одной из версий, здесь залечивал раны генерал Николай Раевский, в доме останавливались Денис Давыдов, Надежда Дурова, а 12 июля 1812 года в Дашковке весь день пробыл и генерал Петр Багратион.

Эти факты не только подчеркивают историческую ценность здания, но и приводят нас к выводу, что каменный дворец в Дашковке был построен на рубеже 18-19 веков.

О том, какие сцены из жизни дворянства в те времена довелось повидать усадебному дому, мы можем только представлять. Наверняка в танцевальном зале, занимавшем большую часть первого этажа, устраивались балы, на которых звучала чудесная музыка, и пары кружились в вальсе или мазурке. А на творческих вечерах читались только увидевшие свет произведения Державина, Пушкина и Лермонтова. Или можно представить, как хозяева дома, поднявшись на боковую трехъярусную башню, наслаждались чудесными видами на пойму Днепра, передний план которого образовывали старицы с декоративными мостиками и водяная мельница.

Расположенная на крутом берегу, усадьба была не только местом притяжения для окружающих, но и объектом, который вызывал интерес у творческих личностей. Благодаря этому нам в наследие осталась уникальная картина художника (а также литератора, музыканта, композитора, скульптора, педагога) Наполеона Орды. Полотно, датированное 1850 годом, позволяет нам и сегодня увидеть, как выглядела усадьба 172 года назад.

Предводитель дворянства Быховского уезда Эдвард Жуковский, с 1831 года являвшийся владельцем дворца, был человеком образованным и разносторонним. А одно из его увлечений – парки. Поэтому нет ничего удивительного в том, что во второй половине 19 века возле усадьбы был заложен удивительный парк (здесь мы подробно о нем рассказывали). С южной стороны были высажены плодовые деревья. Крутой склон над поймой Днепра был покрыт ковром газона с группами кустарников и одиночными деревьями. С северной «пейзажной» стороны были посажены растения, которые любили прохладу, – эта часть парка насчитывала 34 вида деревьев. Владелец имения не просто был ценителем ухоженного ландшафта. Эдвард Жуковский отовсюду, где бывал, привозил уникальные растения. Более того – для их разведения и правильного ухода отправил своего садовода в Крым на обучение к немецким колонистам, которые были знатоками садоводческого дела.

По инициативе сына Эдварда, Витольда Жуковского, в память об отце и его увлечении листья основных пород растений, растущих в парке, были символически запечатлены в декоративном лепном фризе в гостиной и других внутренних помещениях усадебного дома (этот фриз и сегодня поражает воображение красотой и полетом творческой мысли). Это произошло при реконструкции здания на рубеже 19-20 веков. Имение на тот момент нуждалось в ремонте, и Витольд провел большую работу, сохраняя первозданный вид здания, но обновив его внутреннее убранство. Не исключено, что в разработке проекта владелец имения, окончивший в свое время строительное училище, принимал самое непосредственное участие.

Результат получился настолько эффектным, что, согласно легенде, императрица Александра Федоровна, гостившая в Могилеве в Ставке Верховного главнокомандующего, выразила желание приобрести усадьбу. Но Жуковские отказались продавать родовое имение, и сделка не состоялась. Ну а следующий этап жизни усадебного дома – это национализация 1917 года, после чего бывшее имение стало использоваться в качестве административного здания. В 1986 году прошла реконструкция (это был не просто ремонт, а именно реконструкция, позволившая сохранить дом почти в первозданном виде).

Благодаря этому бывшая усадьба Жуковских по-прежнему привлекает туристов, вызывает интерес у историков и архитекторов. По мнению вторых, усадебный дом относится к стилю модерн, хотя в его архитектуре, которая отличается эклектичностью, можно проследить влияние различных стилей. Отдельного внимания заслуживают эркер, расположенный в месте парадного входа, а также пристройка в виде башни, на вершине которой некогда располагалась смотровая площадка.

… Артефактов, свидетельствующих о прошлой жизни, с годами становится меньше. И потому имение Жуковских, где удалось сохранить отпечаток времени, является местом, куда стремятся исследователи и путешественники. Одним хочется сделать открытие и найти что-то любопытное (кстати, в этом плане можно обратить внимание на имеющиеся на территории Дашковки семейный склеп, надгробный камень с годами жизни Эдварда Жуковского и камень в память о… любимой собаке одного из владельцев усадьбы).

семейный склеп

надгробный камень с годами жизни Эдварда Жуковского

фото из соцсетей, камень в память о любимой собаке одного из владельцев усадьбы

Другим интересно, глядя на величественное здание, пофантазировать и помечтать. И какими бы ни были цели, усадьба Жуковских (а заодно чудесный парк и интереснейший школьный музей) стоит того, чтобы приехать в Дашковку и проникнуться неповторимой атмосферой.

А что же с комодом?

Михаилу Антоновичу Титову 13 ноября исполнилось 96 лет. Об этом уроженце Дашковки можно рассказывать очень много. Ветеран войны, воевавший в партизанском отряде и действующей армии. Ветеран труда, много лет проработавший на руководящих должностях на крупных предприятиях. А еще он настоящий кладезь воспоминаний – его дедушки и бабушки работали в усадьбе в бытность Витольда Жуковского. Но не только воспоминания связывают Михаила Антоновича с «преданьем старины глубокой», но и конкретные вещи.

Один из моих дедушек работал садоводом у Витольда Жуковского. Они очень дружили. Когда началась революция, хозяин усадьбы принял решение уезжать. А перед отъездом раздарил много вещей из дома. Моему деду достались бурка, старинная мебель из черного дерева (шкаф и шестигранный столик на тонких нежных ножках) и вот этот вот комод. Куда делась бурка, уже не помню. Шкаф и столик еще до войны пришли в негодность. А вот комод каким-то чудом цел и по сей день. Сколько ему лет? Наверное, лет 150-170. Конечно, он уже не в идеальном состоянии. Но я его отремонтировал местами, отшлифовал, покрыл лаком. Так что пока еще цел подарок Витольда Жуковского.

ИЗ ОФИЦИАЛЬНОЙ СПРАВКИ.

Наполеон Орда. Середина 19 века.

Особняк помещиков Жуковских находится на южной окраине аг. Дашковка. Здание ассиметричной формы. Основной прямоугольный в плане объем покрыт наклонной крышей. В архитектурных формах двухэтажного усадебного дома сочетаются разные стили. С восточного торца прилегают небольшие одноэтажные пристройки с односкатной крышей и массивная трехъярусная башня. Ритм разных по величине прямоугольных оконных проемов произвольный, определяется внутренней структурой и размерами помещений. Часть южного фасада, которая соответствует парадному залу внутри, ритмично расчленена тремя арочными оконными проемами.

Татьяна АРХИПОВА.

Фото Юлии МАРКОВИЧ.