Житель Могилевского района лишился 1100 руб, еще один – почти 2000 руб. Деньги “ушли” к кибермошенникам

…Пенсионерка из Бреста в результате телефонного разговора с мошенниками лишилась 80 тысяч долларов. 40 тысяч рублей – накопления еще одной белоруски – «ушли» к киберпреступникам.

Сколько бы ни говорилось о необходимости проявлять бдительность и прерывать непонятные разговоры по телефону или мессенджеру, все равно почти ежедневно появляется информация об очередных жертвах вишинга, фишинга, сваттинга и иных разновидностей преступлений с использованием сети Интернет. Мы неоднократно публиковали интервью со старшим оперуполномоченным группы по противодействию киберпреступности Могилевского РОВД Владиславом Фурмановым, который рассказывал о мерах предосторожности. Кто-то прислушивается к сказанному специалистом, а кто-то, надеясь на авось, пополняет ряды жертв.

– К сожалению, количество преступлений, совершенных с использованием IT-технологий, не уменьшается. Причем, люди попадаются как на уловки, о которых уже было сказано очень много, так и на «новинки», – рассказывает Владислав Владимирович.

Что касается первой категории, то буквально неделю назад житель Могилевского района лишился 1100 рублей. Ему позвонили на мобильный телефон якобы из милиции со словами, что поступило заявление из банка о том, что на мужчину пытаются оформить кредит. Мошенники ничего не выспрашивали, а просто попросили («в целях профилактики») установить приложение. Как потом выяснилось, это было приложение удаленного доступа, через которое они сняли с карточки все имеющиеся средства.

Во втором недавнем случае преступники работали, можно сказать, с фантазией. Мужчине поступил звонок от абонента, где вместо номера телефона стоял логотип одного из банков. Во время разговора житель Могилевского района сообщил, что он пользуется услугами другого банка. Его тут же «переключили». И опять же мужчина увидел вместо номера логотип, но уже его банка. Человек повелся. С ним вели беседу около часа, выведали у него все данные его карты. Провели две операции, сняв оба раза по 980 рублей, после чего просто бросили трубку. И только после этого вместо логотипов банков высветился номер телефона, зарегистрированный во… Франции.

В категорию новшеств относят преступления, совершаемые в Вайбере, когда мошенники получают доступ к учетной записи жертвы.

Кратно напомним схему мошенничества в данном случае (подробно мы рассказывали об этом в октябре): преступник регистрируется по поддельным данным в мессенджере и отправляет пользователю лично или в какой-либо чат сообщение с гиперссылкой (определенное сочетание букв, знаков или слов). При переходе по этой ссылке человек, сам того не ведая, добавляет устройство мошенника в свою учетную запись. После этого преступник получает доступ к настройкам профиля, исключает гаджет владельца из его же учетной записи, а затем начинает с его номера телефона или аккаунта «разводить» других людей.

В этой связи хотелось бы дать конкретный совет, как проверить, не пользуется ли кто-то вашей учетной записью.

Зайдя в Вайбер, перейдите в «еще», затем – «настройки» – «учетная запись» – «компьютеры и планшеты». У вас появится список всех устройств, имеющих доступ к вашей учетной записи. У кого-то это может быть только один гаджет, у кого-то, например, Вайбер установлен еще на стационарном компьютере или ноутбуке. Если же вы в этом списке увидите еще какое-то устройство, к которому вы не имеете никакого отношения, то срочно нажимайте на кнопку «деактивировать» и удаляйте приложение. Затем его можно будет установить заново. И так как Вайбер изначально привязан к номеру телефона, то вы автоматически лишите мошенника доступа к вашей учетной записи.

Берегите себя и проявляйте бдительность!

Татьяна АРХИПОВА.