Инклюзивное образование: ситуация в Могилевском районе, вопрос толерантности и мнение психолога

Трансляция ценности каждого человека

Суметь найти призвание в жизни, ощутить себя нужным и полезным – то, что важно для каждого ребенка вне зависимости от его особенностей. Реализуемая в нашей стране социально ориентированная государственная политика, основа которой – приоритеты общечеловеческих ценностей, в части воспитания и образования направлена на инклюзию. Данное понятие закрепило свои позиции в Кодексе об образовании Республики Беларусь и предполагает создание равного доступа к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных потребностей и возможностей.

В зависимости от структуры нарушения дети с особенностями психофизического развития могут получать образование в различных формах: действуют пункты коррекционно-педагогической помощи, учреждения специального образования. Функционирует развитая система интегрированного обучения и воспитания, когда «особенный» ребенок проходит обучение вместе с детьми без нарушений. Подход последнего варианта неоценим, а его главным принципом выступает трансляция ценности каждого человека.

Ситуация в Могилевском районе

Тенденция увеличения количества детей с особыми образовательными потребностями не остается без внимания и в Могилевском районе. Более 880 детей с особенностями психофизического развития насчитывается в районном банке данных – такова информация отдела по образованию Могилевского райисполкома. На сегодняшний день на территории района функционируют 4 специальные и 20 интегрированных дошкольных групп в 14 учреждениях, 19 интегрированных классов в 10 учреждениях, 28 пунктов коррекционно-педагогической помощи. Осуществляется также подвоз детей в областные учреждения специального образования.

Начальник отдела по образованию Могилевского райисполкома Наталья Колос поясняет: необходимое образовательное пространство, прежде всего, через развитие инклюзивных тенденций, создано во всех учреждениях, где обучаются дети с особенностями развития. Охват специальным образованием составляет 100%.

Должное внимание стоит обратить и на укомплектованность учреждений педагогами-психологами и дефектологами, имеющими соответствующее образование. Успешная социальная адаптация и интеграция в обществе атипичных детей напрямую зависит от качественной и компетентной работы специалистов – факт, о котором напоминать не стоит. В Могилевском районе об этом знают и помнят: повышение квалификации и переподготовки кадров здесь всегда на одном из первых мест.

Вопрос в толерантности

Вопрос толерантности – то, что по-прежнему имеет место быть, над чем еще предстоит огромная работа нашему обществу. Ситуация такова: не каждый родитель готов принять присутствие со своим ребенком детей с особенностями развития. Аргументов приводят немало, но все ли они оправданы? Специалисты отмечают: инклюзивное образование положительно сказывается на всех участниках образовательного процесса, а культура отношения – дело времени и грамотной воспитательной работы.

Виолетта Жукова, психолог:

– Сейчас нет вопроса о необходимости инклюзивного образования. Все мы понимаем, насколько важна организация совместного обучения атипичных и типичных детей. Что дает инклюзивная система образования? Формирование толерантности, поддержание социального равенства, утверждение гражданских прав всех людей. Кроме того, инклюзия помогает детям с особыми потребностями получать более эффективное когнитивное, речевое, физическое и социальное развитие. Так стоит ли говорить, почему мы должны создавать все условия для безбарьерной среды обучения?

Интеграция, при условии грамотной ее организации, способствует развитию терпимости, понимания: все мы разные. Уровень эмпатии у детей в смешанных группах значительно выше – таков итог наблюдений специалистов. «Особенным» же детям инклюзивное образование дарит неоценимый шанс стать частью общества.

Светлана, мама ребенка с особенностями психофизического развития:

Дочь учится в интегрированном классе. Конфликтные ситуации не возникали, а небольшое напряжение со стороны других родителей ощущалось лишь первое время. Педагоги внимательны и компетентны. Убеждена, социализация – это то, что необходимо для «особенных» деток. Их не стоит замыкать в четырех стенах. Я рада и благодарна тому, что мой ребенок имеет возможность быть на равных со своими сверстниками.

Формирование должного отношения к любому без исключений ребенку является приоритетным моментом и для педагога. Именно от него зависит, будет ли налажено взаимодействие между воспитанниками интегрированных групп, учащимися классов, насколько комфортным окажется их совместное нахождение. К слову, в данном направлении на уровне республики принято важное решение: организация курсов по инклюзивной культуре для всех руководителей учреждений образования и педагогов-психологов. Об этом на недавнем заседании по вопросам обучения детей с особенностями развития сообщил Министр образования Республики Беларусь Андрей Иванец. По его словам, данными курсами в перспективе будут охвачены все педагоги страны.

Только совместными усилиями

Развитая система специального образования, разработка учебно-методической базы, повышение квалификации педагогов и широкая информационная работа, направленная на формирование культуры толерантного отношения у каждого члена общества. В сфере инклюзивного образования важно понимать: решить задачу обучения и интеграции детей с особенностями психофизического развития можно лишь совместными усилиями, ежедневной работой всех и каждого.

Александра ОРЛОВА.

Добавить комментарий