Фрагменты советского самолета ПЕ-2, разбившегося в 1944 году, хранятся в одной из школ Могилевского района

Не откроем ни для кого секрет, что в школах Могилевского района замечательные музеи. Основательные и небольшие, краеведческие и военно-патриотические, рассказывающие о глубокой старине и недавних событиях, посвященные героям прошлых столетий и современникам. Вне зависимости от масштабов и профиля, в создание каждого из них вложена душа учащихся, педагогов, специалистов-краеведов и просто местных жителей, делящихся ценными воспоминаниями и артефактами. И в каждом из них есть экспонаты, которые могут рассказать целую историю. Историю жизни, смерти и памяти.

Пример тому – фрагменты советского самолета ПЕ-2, разбившегося в 1944 году, которые стали одним из главных экспонатов музея Мостокской средней школы. О том, что предшествовало появлению этого артефакта, наша газета рассказывала много лет назад. За годы, минувшие с того времени, у нас появились новые читатели, а история имела продолжение. Поэтому сегодня мы решили рассказать вам об этом подвиге – подвиге летчиков, поисковиков и обычных жителей.

… 7 июня 1944-го

До освобождения Беларуси оставалось не так много времени, линия фронта становилась все ближе, звуки боев с участием действующей армии все громче. В тот день жители деревни Макаренцы работали на огороде. Вдруг в небе послышался грохот стрельбы, и через несколько мгновений из-за облаков показался самолет, который стремительно, почти вертикально, снижался. Упал он недалеко от речки Рудейки. Раздался звук столкновения с землей и мощного взрыва. По воспоминаниям очевидцев, удар был такой силы, что самолет за мгновение до взрыва глубоко вошел в землю – на поверхности оставалась лишь хвостовая часть. А затем наступила оглушительная тишина. В этой тишине горел самолет со звездой на борту. Местные жители, ставшие свидетелями трагедии, рванули к месту падения крылатой машины. Но там уже были фашисты. Они не подпускали никого ни тогда, когда самолет догорал, ни после. Лишь через несколько дней немцы приказали жителям деревни собрать разбросанные вещи и неразорвавшиеся боеприпасы, сбросить их в яму и закопать. Останки экипажа, которые смогли собрать, сельчане захоронили на местном кладбище.

Игорь Великанов на раскопках самолета.

Ни документов, ни личных вещей летчиков, по которым можно было установить фамилии, найдено не было. Эта история оставила огромный след не только в памяти свидетелей события, но и их потомков. В том числе впечаталась в душу поисковика Игоря Великанова, жителя деревни Макаренцы.

… Осень 2013-го

В начале 2000-х по инициативе Игоря Игнатьевича на могиле тогда еще безымянных летчиков был установлен памятный знак. Не были известны ни имена членов экипажа, ни точное место падения самолета, ведь свидетелей того события уже не осталось. И это не давало покоя жителю Макаренцев.

Несколько лет поисковые отряды безуспешно искали место падения крылатой машины. И только осенью 2013 года, после распашки поля, Игорь Великанов, который исследовал этот район сантиметр за сантиметром, обнаружил на поверхности земли сплющенные медные трубки от двигателя самолета. И уже на следующий день поисковики из «ВИККРУ» выяснили, что именно здесь и расположено место падения самолета. В результате в октябре 2013 года начались совместные работы 52-го отдельного поискового батальона Министерства обороны Беларуси и поискового клуба «ВИККРУ».

Новый экспонат в музее

– 25 октября 2013 года в школу поступил звонок от Николая Борисенко, руководителя Могилевского областного историко-патриотического поискового клуба «ВИККРУ». Он сообщил о том, что возле деревни Макаренцы ведутся раскопки, – рассказывает преподаватель истории ГУО «Мостокская средняя школа» Татьяна Голуб. – Эта новость очень обрадовала и педагогов, и учащихся, ведь все так долго ждали и надеялись на то, что когда-нибудь приоткроется завеса тайны погибшего самолета и, быть может, станут известны имена экипажа, за могилой которого они так трепетно ухаживали.

Татьяна Александровна рассказывает, как с разрешения поисковиков ребята участвовали в раскопках, а каждый найденный новый фрагмент позволял им ощутить дыхание прошедшей войны.

Мне, да и всем педагогам врезалась в память фраза, сказанная нашим 14-летним учеником: «Когда я спустился в котлован, у меня прямо душа зашлась!» Это те слова, ради которых мы живем, работаем и отдаем всех себя! Наши дети могут чувствовать, переживать и понимать весь ужас войны, – делится Татьяна Александровна.

→ – запланированный маршрут экипажа;
– место дислокации немецкой эскадры;
х1 – место, где самолет ПЕ-2 был подбит;
х2 – место падения самолета;
10-й ОРАП – отдельный Московский Краснознаменный
разведавательный полк

По окончании раскопок поисковики разрешили учащимся взять несколько небольших фрагментов для музея. Но обломки самолета стали не просто экспонатом. На основании имеющихся данных учащиеся и педагог продолжили поисково-исследовательскую работу: стали разыскивать информацию о самолете ПЕ-2: как он выглядел, каковы его технические характеристики. И теперь экскурсоводы из школьного музея могут рассказать не только об истории падения и поиска самолета, но и о том, что из себя представляла крылатая машина, выпущенная 7 февраля 1944 года на авиазаводе №22 в Казани.

Возвращенные имена

Установить имена членов погибшего экипажа – решение этой задачи казалось почти невозможным. На помощь белорусским поисковикам пришли коллеги из соседних стран.

Почти полгода ушло на отработку десятков версий: были изучены данные обо всех экипажах, не вернувшихся с боевого задания с июня 1943 по июнь 1944 года по семи отдельным разведывательным авиаполкам 1-й, 4-й и 16-й воздушных армий. В результате была установлена и боевая история самолета, и события рокового дня 7 июня 1944 года, и имена погибших летчиков.

Директор ГУО «Мостокская средняя школа» Сергей Измер знакомит с экспозицией, посвященной самолету.

Выяснилось, что в тот день экипаж пикирующего бомбардировщика ПЕ-2, «вылетев на визуальную разведку в район Бабиновичи-Богушевск-Толочин-Шклов-Горки, с боевого задания не возвратился». А членами экипажа были совсем молодые летчики. В небе над Макаренцами погибли: летчик – младший лейтенант Василий Петрович Марусенко, 1922 г.р. уроженец Красноярского края, штурман – младший лейтенант Владимир Иванович Павловский, 1920 г.р., уроженец г. Орска Чкаловской (ныне – Оренбургской) области, стрелок-радист – сержант Усман Мухаметович Ахматулин, 1920 г.р., уроженец Казани.

В июне 2014 года останки летчиков были перезахоронены, а на ранее безымянном обелиске выгравированы их имена.

… За годы, прошедшие с того времени, к сожалению, не были найдены родственники погибших летчиков. Увы, матери совсем молодых ребят так и ушли, не узнав, где покоятся останки их сыновей. Но к могиле героического экипажа никогда не зарастает тропа. Ученики и педагоги из Мостокской школы, местные жители (и, конечно, Игорь Игнатьевич Великанов) и поисковики следят за порядком, отдают дань памяти и на День Победы, и на День Независимости Беларуси. И возлагают цветы – в честь подвига экипажа пикирующего бомбардировщика и всех, чью жизнь оборвала Великая Отечественная война.


Огромная благодарность за помощь в подготовке материала преподавателю истории ГУО «Мостокская средняя школа» Татьяне Голуб.


Татьяна АРХИПОВА.

Фото Юлии МАРКОВИЧ и из архива ГУО «Мостокская средняя школа».

Добавить комментарий