Преданность своему делу – качество редкое и достойное глубокого уважения. Вера Матвеевна КАРТОУСОВА из агрогородка Вендорож в 17 лет переступила порог сельского магазина в качестве ученицы продавца, и только в 70 лет, посвятив работе в торговле более 50 лет, ушла на заслуженный отдых уже с должности заведующего магазином. Ее трудовой путь – это целая эпоха, отражение истории одного сельского магазина, его многочисленных покупателей.
– Как я выжила, как меня спасли?.. Не знаю, – с дрожью в голосе рассказывает собеседница. – В окопе прятались, мне мама и старшие сестры и братья рассказывали, что уже после войны, если я исчезала из виду, меня нигде не искали, а шли прямо в окоп, где мы всю войну прятались, – я там играла. Папа ушел на фронт, и мама с девятью детьми осталась одна. И ни одного ребенка не потеряла, всех сберегла. Все получили образование, вышли в люди.
После окончания 10 классов Вера Картоусова переехала в Могилевский район, куда ее пригласила старшая сестра Клавдия, уже работавшая продавцом в магазине деревни Михалево. Вера Матвеевна стала трудиться учеником продавца. Так начался ее долгий и плодотворный путь в торговле.
– Все время я проработала в кооперации. Можно сказать, в одну дверь вошла и в ту же вышла, – говорит Вера Матвеевна, демонстрируя многочисленные награды и грамоты, полученные за годы работы.
Она награждена орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Отличник советской кооперации», ее портрет заносился на Доску почета Могилевского райпотребсоюза, ей присвоено звание «Заслуженный работник торговли и общественного питания БССР». За это время Вера Матвеевна стала не просто продавцом, а настоящей хозяйкой магазина, знала каждого покупателя и каждую историю из жизни деревни.
– В те годы магазинов в округе было много: в Звережье, Синине, Березовке, Кутах, Хрипелеве, Журавце, в Понизове – лавка на дому, – вспоминает героиня публикации. – Наш магазин почти никогда не закрывался на обед. Помню, привезли откуда-то колбасу, тогда же она была дефицитом. И мы расстелили на полу оберточную бумагу, разгружаем, носим эту колбасу, взвешиваем, и в одну кучу на бумагу складываем, переступая через нее. А один руководитель зашел в магазин на станции, но там колбасы не было, так он сетовал: «В Вендороже шагают через колбасу, а тут ничего нет».
Вера Матвеевна вспоминала, как приходилось разгружать большие партии товара:
– Поднимать приходилось мешки с крупой, сахаром, ящики с рыбой. Помню, привез один водитель пять тонн сахара, а тогда же мешками сахар брали, варенье варили. Походили мы с коллегой, походили, нигде никого не нашли, чтобы помочь его разгрузить. А водитель и говорит: «Будете разгружать? А нет, повезу сахар назад». Пришлось нам грузчиками стать. Одна продавец стояла вверху на машине, а я внизу принимала эти мешки.
Часто работали без выходных, продавцы никогда не считались с личным временем: надо остаться в магазине, значит оставались.
– Переучеты занимали до пяти дней, но и тогда магазин не закрывали, один продавец обязательно отпускал товары первой необходимости, – вспоминает героиня публикации. – Остальные занимались переучетом. Объемы были большие. Все надо на счетах пересчитать. Это же сейчас компьютеры, система, которая может остаток показать. А тогда звонили в райпотребсоюз, чтобы узнать остаток.
Особое место в жизни работников торговли занимали автолавки, которые выезжали по деревням, чтобы обеспечить жителей товарами первой необходимости:
– Пришлют машину, и поехали торговать, – рассказывает Вера Матвеевна. – Пока все населенные пункты объедем, домой уже затемно возвращаемся. А у меня и хозяйство было, по пять свиней держала, поначалу и корова имелась. А потом ее продала. А что было делать? Приду поздно домой, дети маленькие, корову смотреть надо, доить, а времени нет.
Условия труда тоже были далеки от идеальных.
– В Михалево работала в деревянном магазине, и чтобы хоть как-то согреться в холодное время года, нужно было каждое утро самостоятельно топить буржуйку, – делится воспоминаниями собеседница. – Надену фуфайку, бурки, а наверх белоснежный халат – и работаю. Хлеб был самым ходовым товаром. На хлебозаводе занимали очередь, чтобы его получить. В колхозе брали трактор с деревянными санями, я укутаюсь в длинную партизанскую шубу и – на хлебозавод. Получим хлеб, сложим его в застеленные брезентом сани – и назад. Хлеб нефасованный был, весовой, нестандартные булки. С собой всегда весы брала, возвращаясь из города, заезжали в Ямницу, Корчемку, Михалево, Дубинку, Шараевку, взвешивала и продавала этот хлеб. А четверг у нас считался рыбным днем. Люди уже с утра стояли около магазина в ожидании привоза. В магазин по 5-6 бочек кильки, по 15 ящиков замороженной рыбы привозили. Как только приму товар, покупатели тут как тут, кто плитку, кто полплитки рыбы возьмет, а килькой и вовсе свиней кормили. К вечеру этой рыбы как и не бывало, и холодильник не нужен был.
Вера Картоусова считает, что трудиться всегда нужно на совесть, а человека лучше всего раскрывают его дела и поступки.
Марина БОЧКАРЁВА.