Один из 380 тысяч.Плененная судьба

В Браковском школьном историко-краеведческом музее хранятся воспоминания бывшего узника концлагеря, жителя д.Толпечицы, Григория Васильевича Артемова, 1927 года рождения.

В 1941 г. Григорий закончил 6 классов, хотел учиться далее, но мечты были прерваны войной. Фашистские оккупанты наводили на белорусской земле свои порядки. В деревне, в которой было 120 подворьев, поставили старосту и трех полицейских, колхоз распустили.

С 1942 г. д.Толпечицы стали посещать партизаны, которые расстреляли двух полицейских. Фашисты также «не забывали» этот населенный пункт. 4 февраля 1944 г. во второй половине дня немцы в очередной раз нагрянули в Толпечицы. Григорий с двумя товарищами побежал прятаться в лес. Их заметили фашисты и открыли огонь. Один из парней был ранен в живот, его потом жестоко избили и расстреляли. А Григория вместе с другим товарищем арестовали. Немцы ехали на санях, орестованные должны были бежать за ними следом.

Григорий с группой таких же пленных попал в Могилевский концлагерь в районе Луполова. Там он очутился в бараке и увидел людей – оборванных, грязных, обросших волосами. Спать невозможно было из-за клопов и вшей. На утро дали завтрак: на шесть человек – буханку хлеба с цельного зерна ржи весом 600-800 г, вдобавок – так называемый чай – черпак грязной теплой воды…

В этом лагере Григорий пробыл до конца февраля. Со станции Могилев пленных в товарных вагонах перевезли сначала в Оршу, затем – в Брест. Там вывели из вагонов в холодный барак, заставили раздеться, провели рентгеноскопию, потом отвели в «баню» — такой же холодный барак. Выдали одежду, прошедшую пережарку, и всех узников погнали назад в вагоны. По дороге Григорий случайно увидел в другой группе людей свою землячку Ольгу Старавойтову, которая крикнула: «Прощайте все!» и заплакала. Ее расстреляли, как и остальных узников, у которых выявили потемнения в легких.

Опять вагоны, теснота, недоедание… После прибытия на место в г.Оснабрюк Григорий попал в группу, которая работала на железнодорожных путях. Задание: два человека за день должны были сменить 16 шпал при движении поездов. Работали с 6 часов утра до 6 вечера. Питание: свиньи бы не ели то, что давали узникам. От недоедания начали опухать руки, ноги. При этом пленных избивали на каждом шагу. В начале Григорий плакал, потом привык.

В выходные они ходили по населенным пунктам, просили хлеба, картошки, большинство немецких жителей давали им кое-какие продукты. Узники варили себе еду ночью в своих вагонах, где были печки-буржуйки.

Пленные не имели возможности мыться. Их одежда порвалась. Вот в таких условиях Григорий работал в различных городах Германии.
Когда немецкую территорию стали бомбить самолеты, в судьбе Григория произошли изменения – их вывезли в Бельгию, в г.Антверпен. Здесь жить стало легче, потому что бельгийцы помогали одеждой, продуктами. Работать также стали меньше, потому что авиация бомбила день и ночь.
Всех пленных поделили на две группы: одна ремонтировала железные дороги, другая – «смертники» — откапывала бомбы замедленного действия. Вот в эту группу и попал Григорий. Но когда он случайно получил ожоги, его перевели назад в ремонтники…

Довелось Г.Артемову побывать и во Франции. Но в связи с тем, что немцы зверствовали каждый день, Григорий решился бежать. Он вновь попал в Бельгию, где его прятал в подвале местный житель…

Возвращение домой было долгим и непростым. Как военнообязанного Г.Артемова призвали в запасной полк, и он служил в Татарской АССР. В армии Григорий получил профессию электромонтера. В начале 1947 г. в связи с семейными обстоятельствами уволился в запас и приехал в родную д.Толпечицы.

В то время деревню нельзя было узнать: все жили в землянках, погибла половина населения. Г.Артемов вместе с односельчанами много работал, чтобы восстановить народное хозяйство…

Вот такая судьба одного из 380 тысяч человек, угнанных из Беларуси в Германию на принудительные работы.

Г.А.Зайцев,
учитель-краевед, д.Браково.

Добавить комментарий