Письмо в редакцию. Моя малая родина – деревянный дом с огородом и фруктовым садом в Могилеве по улице Челюскинцев

Моя малая родина – деревянный дом с огородом и фруктовым садом в г. Могилеве по ул.Челюскинцев.
До войны на этом месте стоял большой деревянный дом на две половины с центральным крыльцом, в котором проживала семья моей маменьки. В то время адрес дома был № 126 по ул. Быховская.

29 марта 1942 г., во время ночной бомбежки, дом был разрушен упавшей рядом с домом авиабомбой. Погибли родители маменькины: мать Пелагия, отец Александр и ее младший брат Василий. Первое время маменька жила у соседей, а затем ее позвал жить к своим родителям в д. Бутримовка Александр Ильенков, он был знаком маме по работе на кирпичном заводе. В мае 1942 г. поженились. Живя в деревне, маменька хлопотала о получении разрешения на строительство дома и каждое лето разрабатывала огород, чтобы никто не занял участок.

С помощью добрых людей осенью 1948 г. моим родителям удалось завершить строительство нового дома. Особенно они благодарны за помощь леснику Николаю Лазареву. К этому времени у них было две дочери: Клавдия 1943 г. и Евгения 1947 г. В новом доме у них родилось еще двое детей: сын Николай 1949 г. и дочь Любовь 1952 г.

Фото носит иллюстративный характер

С самого раннего детства я помню, что у нас было много цветов в доме на подоконниках и в палисаднике. Маменька очень любит цветы, поэтому под них она отводила самые солнечные места в огороде. Иногда летом я ловила сачком бабочек, которые порхали над цветами, у меня даже есть фотография, где я держу на плече сачок. В конце лета бабочки начинали прятаться на зиму и часто залетали в открытые окна дома. Несколько дней они сидели на рамах и грелись на солнце через стекло окна, а затем складывали крылышки и лежали на подоконнике. При уборке мы выбрасывали их. Но однажды моя сестра Евгения взяла двух бабочек и посадила на небольшой букет сухих цветов, стоящий на обеденном столе в низкой керамической вазе.

Прошло время, в ноябре месяце мы сидели с сестрой за столом. На столе стояли тарелки с нарезанными кусочками апельсина и яблока. Мы не спеша ужинали и обсуждали события дня. Это было в 1990 г., и события перестройки всегда были в теме. Вдруг заметили, что одна из бабочек зашевелилась, поднялась на ножки и стала передвигаться по цветам. За ней, как по команде, зашевелилась и вторая бабочка, и они стали передвигаться в направлении стоящих тарелок с едой. Это передвижение было похоже на движение парусных судов по бушующему морю. Бабочки двигались, переваливаясь с боку на бок, а их сложенные крылья были похожи на паруса, наклоняемые сильным волнением моря. Таким образом они спустились на стол и двигались по направлению к тарелке, затем выпрямили свои хоботки и опустили их на дольку яблока. Минут пять сидели неподвижно, затем свернули хоботки и отодвинулись в сторону. Поужинав, сестра Евгения посадила бабочек опять на цветы. Все происшедшее очень удивило нас. Мы не подозревали, что бабочки, сидящие на цветах, живы и находятся в зимней спячке.

Л.А.Гаврикова,
г.Могилев.

Добавить комментарий