Война в воспоминаниях очевидца Павла Сергеевича Ермакова из деревни Вильчицы

Много встреч с интересными, увлеченными людьми было за мою журналистскую работу. Вот и недавно в деревне Вильчицы познакомился с Владимиром Ярощенко – историком, краеведом, полковником милиции в отставке. Владимир Яковлевич не только рассказал мне довольно много интересных фактов из истории деревни, но и познакомил со старожилами этого населенного пункта.

Один из них – 92-летний Павел Сергеевич Ермаков, с которым в один из погожих сентябрьских дней на скамейке около дома мы и побеседовали.


Павел Сергеевич – коренной житель, родился на хуторе, который в народе именовали Сажалкой. Располагался он недалеко от Вильчиц, рядом с шоссейной дорогой. В 1939 году всех хуторян заставили переехать на улицу Полевую, где Павел Сергеевич проживает и сейчас.

Когда началась Великая Отечественная война, мне было всего 12 лет, но в детской памяти сохранились многие эпизоды того времени, – говорит ветеран труда. – Однажды отец повез нас, ребятишек, в город, чтобы посмотреть зверинец. По возвращении на улице Островского, где были установлены репродукторы, услышали весть о начале войны.

Павел Сергеевич запомнил выступление Молотова о призыве всех военнообязанных на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.

Уже на следующий день принесли повестку в армию, в числе первых ушел мой отец, в оккупации осталась мама с тремя детьми, – вспоминает Павел Ермаков.

В районе мясокомбината появились немецкие самолеты, их гул был слышен в Вильчицах, а в июле 1941 года большой отряд немцев уже занял деревню. По словам Павла Сергеевича, советские артиллеристы, обосновавшись в районе ТЭЦ-2, вели обстрел частей противника.

Завязался бой, в котором погибло много советских воинов. На этом же поле местное население второпях захоронило советских солдат и офицеров. Как вспоминает Павел Ермаков, в годы войны эту землю разделили на наделы, чтобы люди там могли пахать и сеять. Некоторые установили кресты и опахивали места захоронений. В 1944 году останки бойцов извлекли и похоронили на кладбище в д. Вильчицы.

Ермаков также был свидетелем событий начала войны, когда немецкие оккупанты сбили советский самолет, который упал в лесу возле Гомельского шоссе.

Я с соседскими ребятами видел спустя несколько дней развалившийся самолет, два двигателя которого врезались в землю, – рассказывает Павел Сергеевич. – Летчиков было двое, местные жители похоронили их рядом с самолетом в небольшой могиле. Уже после войны их также перезахоронили на кладбище в Вильчицах.

Кроме того, старожил рассказал, что в 1943 году немцы в районе д. Лыково подбили советский самолет У-2, который упал в том месте, где сейчас расположен аг. Восход. Самолет не загорелся, но распался на части. Тогда немцы приказали старосте деревни Михаилу Гавриленко изготовить два гроба, чтобы похоронить летчиков.

Я полагаю, что советский самолет прилетел с фронта, который стоял за Чаусами, и было это в июле 1943 года, потому как рожь ещё не убрали, – вспоминает П.С. Ермаков.

С войны не возвратился его отец Сергей Иванович, он погиб в 1945 году на озере Балатон в Венгрии.

И еще один эпизод, о котором хочется поведать. Родной дядя Павла Сергеевича – Ефрем Ермаков, который поставлял оружие партизанам, – собрал медальоны у погибших под Вильчицами советских воинов. Некоторое время он прятал их, но после доноса был арестован, и о дальнейшей судьбе этих медальонов ничего не известно.

После войны Павел Ермаков служил в Житомирской области в артиллерийской части. Демобилизовавшись, вернулся в родные края. Здесь познакомился с будущей женой Надей, она родом из соседних Новоселок, а трудились вместе на мебельной фабрике в Могилеве. Воспитали трех дочерей. Сейчас у Ермакова 6 внуков, 4 правнука. Последние годы до выхода на пенсию он работал столяром в строительной бригаде нынешнего ОАО «Агрокомбинат «Восход».


Мы побывали на кладбище в Вильчицах, где похоронены советские воины, сражавшиеся с немецко-фашистскими захватчиками, и погибшие летчики, которым были установлены памятные знаки.

Олег Дятлов.

Фото автора.

Добавить комментарий