Об антипрививочниках и нетрадиционной медицине. Интервью с молодым врачом-педиатром Могилевской поликлиники №11

Валентин Капельчик – участник конкурса «Лучший молодой специалист-2022», прошедшего в Могилевском районе. В этом состязании врач, исполняющий обязанности заведующего педиатрическим отделением УЗ «Могилевская поликлиника №11», занял второе место, обаяв всех как разнообразием своих интересов, так и преданностью тому делу, которым он занимается. Поэтому наше интервью – это не только рассказ о пути в профессию, но и советы специалиста, которые, думаем, пригодятся всем родителям.

на конкурсе “Лучший молодой специалист-2022”

– Валентин Геннадьевич, как пришло решение посвятить себя педиатрии?

– Я вырос в семье педагогов. И до определенного момента был уверен, что продолжу семейную династию. Но в старших классах у меня пошло очень хорошо с химией и биологией, и я решил попробовать себя в медицине. Отучился шесть лет в университете, еще год интернатуры. И с лета 2021 года приступил к работе в УЗ «Могилевская поликлиника №11», параллельно трудясь и в детской областной больнице. Что касается педиатрии, то к ней я пришел после пятого курса, когда состоялось распределение по субординатурам. Вначале растерялся, так как на тот момент мало что знал о детях, но затем, осмыслив, понял, что, наоборот, это может быть интересно. И на последнем курсе я стал изучать абсолютно всю профильную литературу и погружаться в педиатрию по полной программе. Придя на работу, окончательно убедился в том, что помогать детям (а заодно и их родителям) – это мое. Когда видишь их эмоции, приходит осознание, что это лучшее, что может быть в твоей жизни.

– В вашей работе, наверное, очень важно расположить к себе ребенка. Сложно ли это сделать, ведь дети могут быть зажатыми, испуганными или просто вредничать?

– Если найти правильный подход, то можно работать с любым ребенком. Самые маленькие еще не понимают толком, что происходит вокруг, а вот в 5-6 месяцев они уже видят, кто свой, кто чужой. Они уже прошли через прививки и могут бояться человека в белом халате. Поэтому когда ты ведешь прием в хирургическом костюме другого цвета, когда подходишь к нему с улыбкой и делаешь то, что обычно делают родители, то ребенок улыбается и даже на руки может попроситься, а это значит, дальнейший осмотр не вызовет трудностей. С детьми после года в ход идут игрушки, книги. Можно дать ему позабавиться с трубкой, и в это время поговорить с мамой. А когда он наиграется, я его послушаю. С детьми постарше надо разговаривать, шутить, играть словесно. А в общении с подростками важно, чтобы они приняли тебя как равного – для снятия напряжения можно использовать близкую им лексику, затронуть важные для них темы. В общем, самое главное – общение. Как с ребенком, так и со взрослым.

– С родителями, предположу, бывает иногда сложнее, чем с самими детьми. Как в этом случае удается наладить контакт и как преодолеть их недоверие?

– С родителями бывает непросто. Иногда на это влияет профессия матери или отца, иногда – их уверенность в том, что они знают больше и разбираются лучше доктора. В таких ситуациях приходится действовать по-разному. Иногда нужно просто подробно объяснить, что происходит в организме ребенка, иногда – мягко убедить. Есть категория родителей, которые привыкли вести себя грубо, агрессивно. Но и с ними можно найти общий язык – надо разговорить их. И постепенно такие родители оттаивают и начинают слушать и слышать. Очень важно найти подход к каждому. У нас немало сельских участков, где быстро распространяется молва о докторе. Поэтому, помогая одному, ты обретаешь доверие не только этого человека, но и его близких или соседей, с которыми он поделится своим впечатлением.

– Бывали ли в вашей практике какие-то неординарные ситуации?

– Они бывают в любом учреждении здравоохранения. Что касается нашей поликлиники, то запомнился случай, когда пришлось спасать 7-месячного малыша, которого мама с месячного возраста кормила сырым козьим молоком и борщом. Ребенок попал в реанимацию. Слава Богу, был спасен, и обошлось без последствий, но объяснить такое поведение родителей очень сложно. Чтобы такого не повторилось, семья теперь относится к категории «соповских».

– Есть ли среди родителей антипрививочники и удается ли их переубедить?

– Среди таких родителей можно выделить две группы. Первая – это те, кто отказывается от сезонной вакцинации. Вторая – те, кто категорически против любых прививок в принципе. Если говорить более конкретно, то к первой группе можно отнести не приветствующих вакцинацию против коронавирусной инфекции и гриппа. Работа в этом направлении идет, однако она осложняется тем, что люди, которые с недоверием относятся к вакцине против COVID-19, проецируют это и на прививки против гриппа. Но, думаю, мы с этим справимся, и недоверие по отношению к вакцинам против обоих вирусов будет преодолено. Вторую категорию представляют те, кто ориентируется на советы из сомнительных интернет-источников. Люди смотрят видеоконтент, читают статьи, которые часто очень хорошо написаны, но в конце приправлены каким-то бездоказательным страшным выводом. И родители не пытаются анализировать и искать подтверждение, а просто слепо верят таким «гуру». Переубедить их сложно. Меняют они свое мнение, только когда заболевают недугом, от которого отказались прививаться.

– Как соблюсти правильный баланс в использовании традиционной медицины и опыта наших бабушек?

– Среди рецептов народной медицины есть немало тех, которые действительно эффективны. Попарить ноги, теплое питье – это все работает. Но прежде лучше проконсультироваться с врачом. Например, малышам нельзя растирать грудь, так как сердце находится очень близко к грудной клетке. Есть пережитки, которые могут навредить, а есть опыт, который работает по сей день. Главное – обсудить его использование с врачом.

– Сейчас декабрь – время простудных заболеваний. Когда надо обращаться к врачу, чтобы это было вовремя?

– Если говорить о «красных флагах» – моментах, на которые стоит обращать пристальное внимание, то для ребенка это прежде всего его состояние. Иногда, если заболевший малыш активен, хорошо кушает и пьет, то можно острый период и просто дома пересидеть. Если же ребенок вялый, отказывается от еды и питья, появляются признаки обезвоживания (запах ацетона), высокая температура, которая не спадает, то, конечно, нужна помощь специалиста. Если же при высокой температуре ребенок спит, не откликаясь и тяжело дыша, если при этом даже двигаются грудная клетка и плечи, а шея раздувается – то нужно вызывать скорую.

– Какие общие рекомендации вы бы дали родителям?

– Родители часто приходят с вопросом – какие витамины нужны, чтобы болеть не так часто. Хотелось бы вот что сказать по этому поводу. При рождении и до определенного периода ребенок живет в стерильных условиях. А в детском саду 30 детей – здоровых, но каждый с чем-то новым для другого. Организм ребенка должен с этим побороться. Поэтому болеть в детсадовском возрасте – это возможность приобретения иммунитета. Главное – вовремя обращаться за медицинской помощью, следить за тем, чтобы у ребенка было сбалансированное питание и прогулки на свежем воздухе (только нельзя перемерзать). Единственный витамин, который детям нужен, – витамин Д, так как зимой, в отсутствие солнца, его не хватает. Все, что нужно ребенку, – это свежий воздух, еда, сон, здоровая атмосфера дома.

Татьяна АРХИПОВА.

Добавить комментарий