Ветеран труда Александра Петровская: возрожденная Дубинка до сих пор мне силы дает

9 декабря (по документам, а фактически – 26 ноября) жительнице деревни Дубинка Александре Тихоновне Петровской исполнилось 85 лет. Этот юбилей – прекрасный повод для того, чтобы поговорить с замечательной женщиной, на чью долю выпало немало испытаний, которые она выдержала с честью.

– Александра Тихоновна, так получилось, что ваше детство оказалось опаленным войной. Помните ли что-нибудь из того страшного времени?

– Когда началась война, мне было три с половиной года. Поэтому тот период я, конечно, не помню. А вот о зиме 1943-го воспоминания у меня уже сохранились. И тот страшный день, 18 февраля 1943 года, когда фашисты согнали в два сарая 186 мирных жителей – детей, женщин, стариков – и заживо сожгли, затем уничтожив и их дома, я помню.

Как сейчас перед глазами картина, как каратели ходили по домам со списком семей партизан и забирали людей. Мои два старших брата тоже были в партизанском отряде, поэтому и нашу семью должны были увести. Спасло нас, наверное, чудо – в список по ошибке внесли девичью фамилию мамы, которую она поменяла при замужестве.

Помню, как люди вначале не понимали, куда их уводят. И только видя пылающие постройки, начинали осознавать, что их ждет. Помню, как мы искали останки родственников, как опознавали по краешку платка, как хоронили…

Не дай Бог такое пережить…

– Вашу семью потери тоже не обошли стороной…

– Не вернулся с войны отец. Оба брата, которые были в партизанах, тоже погибли. Старший – 20 мая 1944-го, всего полтора месяца не дожив до освобождения. А третьего брата немецкая граната убила уже после войны. В те годы вокруг было много боеприпасов. Молодые ребята частенько находили их. Может, неосторожное обращение, но только третьего брата не стало. Ему 17 лет всего было. Так мы с мамой остались вдвоем. Она до 66 лет дожила. Хотя, может, если бы не было столько потерь, прожила бы и дольше.

– Послевоенная жизнь, наверное, тоже была несладкой?

– В 9 лет я пошла учиться. Вначале ходила в начальную школу в Михалево, потом в Вендорож. Окончила 7 классов. Может, и училась бы дальше, но надо было маме помогать. Поэтому с 16 лет, с 1953 года, начала трудиться в колхозе. Вначале работала свинаркой. Но в 24 года заболела туберкулезом в открытой форме. Полгода лечилась. А у меня на тот момент уже было три дочери. И младшая тоже заболела. Но выходили – и меня, и дочь. Потом работала телятницей. И снова заболела. После мне уже нельзя было на тяжелых работах трудиться. Поэтому перешла в ПМК, где 22 года проработала сторожем.

– Несмотря на трудности, вам удалось создать замечательную семью.

– Замуж я вышла рано – в 1955 году, когда и 18 еще не исполнилось. Мы с будущим мужем вместе работали. А еще он был гармонистом… 42 года вместе прожили. Он умер в 63, всего три года прожив на пенсии. Вот уже 26-й год я одна. Вначале сложно было, ведь всегда большое домашнее хозяйство держали, потом попривыкла. Четверо детей вырастили. Три дочери и сын – самый младший (он родился позднее, уже после того, как я восстановилась от последствий туберкулеза). 10 внуков у меня. Много правнуков. Две старшие дочери со своими семьями давно живут в России – в Волгодонске. Третья дочь и сын – в Могилеве. Все труженики – я их к труду всегда приучала, поэтому они никогда никакой работы не боялись. Меня, конечно, не забывают. Приезжают. По мере возможности, помогают. С праздниками поздравляют. А сын всегда на День матери мне розы дарит.

– Вы уже давно на пенсии, но, предполагаем, что без работы не сидите.

– Конечно. Я всегда чем-то занята. Не могу ничего не делать. У меня и сад, и огород. Люблю порядок и дома, и на земле. Раньше много живности держала – и коровы, и свиньи. А сейчас только две кошки, собака, куры, петух. Я, наверное, даже не понимаю, как можно весь день дома просидеть или на диване проваляться. Всегда себе найду дело, да и дома особо не сижу. И в город переезжать мне не хочется. Здесь я родилась, всю жизнь прожила, знаю каждый уголок. И людей знаю. Пенсии мне хватает – не жалуюсь. Да и вообще, не привыкла я жаловаться. Надо трудиться, а не искать причины, почему что-то не так складывается.

– Александра Тихоновна, на вашу долю выпало немало испытаний, но вы прошли их с честью. И, наверное, имеете право дать напутствие молодежи.

– Советы давать сложно, но лично мне всегда помогало то, что я никогда не впадала в панику. Старалась мудрой быть. Дома, чтобы избежать конфликтов, когда хитрость проявлю, а когда просто пошучу. Как уже говорила, жаловаться не люблю. Если плохо себя чувствую, даже не звоню никому. Станет лучше – вот тогда и позвоню. А еще веселой я всегда была и энергичной. Это, наверное, и людей притягивало, и с проблемами помогало справляться. Так что мой совет, наверное, таков – трудиться, не паниковать, быть веселым и мудрым. И, наверное, надо любить свои родные места. Нашу Дубинку после войны никто из оставшихся в живых не бросил. Вместе восстанавливали деревню. И она, возрожденная Дубинка, до сих пор мне силы дает.

– Спасибо за беседу, Александра Тихоновна.

Фото Валентины ТАРАСЕНКО.

Добавить комментарий