История воина-интернационалиста Владимира Мая: за получением званий не гнался, а просто выполнял свой долг

15 февраля 2023 года отмечается 34-я годовщина со дня вывода советских войск из Афганистана. За время боевых действий на территории этой страны погибло 7 жителей Могилевского района. Могилевская РО ОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» была создана в 1991 году с целью сплочения ветеранов, защиты их интересов и их семей, оказания помощи. Первым председателем был Владимир Ларкин (1991-1996 гг.), затем Александр Царев (1996-2001 гг.), Владимир Коляда (2002-2015 гг.), Владимир Иванов (2015-2019 гг.). С 2019 года организацию возглавляет Валерий Горбачев. В своем составе на сегодняшний день она насчитывает 69 человек. Среди членов ветеранской организации – и воин-интернационалист Владимир Май.

ТАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Весной 1986 года Владимир Владимирович окончил СПТУ им. К.П. Орловского в Буйничах по специальности широкого профиля «Тракторист-машинист. Водитель». Сначала прошел практику, а затем уже и приступил к работе трактористом в своем родном колхозе «Маяк коммунизма» в деревне Тишовка. Когда пришло время проходить комиссию для службы в армии, записался добровольно в пограничные войска. На тот момент осенью планировалось два призыва в октябре: в Брест в начале месяца и Среднюю Азию – в конце. Когда молодому человеку не пришла повестка в военкомат к началу октября, тогда сразу стало все понятно.

«Видно, далеко поедешь, раз столько еды получаешь», – сказал отец парня, увидев два ящика выданного пайка на призывном участке военкомата. И двоюродный брат уже знал, что будет отправка новобранцев поездом в Москву.

ПУТЬ В ДРА

31 октября 1986 года Владимир Владимирович попал в те самые пограничные войска, как и хотел. Сначала был на учебном пункте на афганской границе в Краснознаменном Среднеазиатском пограничном округе, где проходил курс молодого бойца примерно в течение месяца. Затем был отправлен в Прибалтику. Там прошел подготовку водителя-механика путепрокладчика БАД-2 (советский бульдозер) в Эстонской ССР в городе Тапа. Через некоторое время Владимира Мая перевели назад в пограничный отряд, где он побыл примерно с неделю, а далее на вертолете был «переброшен» на другую сторону во 2-ю (из 4-х) мотоманевренную группу Янги-Кала Московского пограничного отряда. Остальное время службы с 1987 г. по февраль 1989 г. Владимир Владимирович находился на территории Республики Афганистан в качестве водителя инженерной машины разграждения (ИМР-2). Его целью было вести колонны с боеприпасами, горючим, продуктами, если возникало препятствие в виде мин, проводить разминирование. Главная задача – провести колонну без подрывов. Иногда колонна останавливалась, были обстрелы, ограничивалось движение. И проходила оборона: когда стреляли с кишлаков, приходилось отвечать.

КО ВСЕМУ ПРИВЫКАЕШЬ…

Бывало иногда жутковато, – как вспоминает Владимир Май. – Особенно, когда вокруг стрельба и взрывы. Но ко всему привыкаешь, первые дни только было не по себе. Просто понимаешь, что выполняешь интернациональный долг, оказывая помощь афганскому народу. Непривычными были и жаркие погодные условия. Мы жили в глиняных самодельных шатрах из песка, крыши закрывали камышом, уплотняли стены ящиками из-под снарядов. Но у нас была пробита скважина, поэтому всегда имелся доступ к чистой воде, стояли генераторы на закачку воды и освещения. Я усвоил, что нельзя много пить, чтобы не было высокого потоотделения, тогда будет легче.

На службе особо в приметы не верили, но Владимир Владимирович вспомнил случай, когда именно на свой день рождения он провел колонну, а через минуту сзади на том самом месте, по которому они ехали, произошел взрыв. После такого случая можно предположить, что человек обладает везением либо его кто-то охраняет. Приходилось и смекалку проявлять.

Однажды Владимиру Маю представилась возможность отпуска. Давалось десять дней на отпуск и девять дней на дорогу, чтобы добраться на поезде. Юноша решил лететь на самолете, выиграв время и получив возможность побыть с близкими
дольше.

ДОМОЙ С НАГРАДАМИ

В феврале 1989 года герой нашей публикации уволился и отправился на дембель рядовым, как только 15 февраля были выведены войска с территории Республики Афганистан. Домой полетел на самолете, куда не смог пронести дембельский альбом, скрепленный… пулями. И только позже командир на поезде привез ему эту частичку памяти о службе.

Еще во время службы, в 1988 году, Владимир Май был награжден медалью «За отвагу», медалью «За отличие в охране государственной границы», орденом Красной Звезды, которые утвердила Москва. Признается, что за получением званий не гнался, а просто выполнял свой долг.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К МИРНОЙ ЖИЗНИ

По возвращении со службы молодой человек отдыхал недолго – неделю или две, а затем снова вернулся в родной колхоз и приступил к работе трактористом-комбайнером. Проработав в «Маяке коммунизма» до 2000 года, Владимир Владимирович перешел в ГЛХУ «Могилевский лесхоз», где трудился лесником, трактористом, а сейчас по состоянию здоровья – сторожем комплекса по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой.

В настоящее время Владимир Владимирович поддерживает связь с сослуживцами, которые проживают в Минске, Казахстане, Оренбурге, на Урале. Благодаря интернету и социальным сетям стало возможным без труда найтись, обменяться телефонными номерами, переписываться, созвониться и услышать голос однополчанина, которого не слышал уже тридцать лет. И, как отмечает Владимир Владимирович, хотя темы для разговоров уже изменились (в основном обсуждаются семейные новости, радости), но иногда все-таки всплывают в памяти те события, которые познакомили товарищей много лет назад. Во время беседы Владимир Май в Афганистане ни разу не употребил слово «страх», видимо, в условиях такой службы стал сильнее и мужественнее, а может, все зависит от характера человека?

Валентина ТАРАСЕНКО.
Фото из архива Владимира МАЯ.

Добавить комментарий