“Бабушкина сказка на подушках”. Посмотрите, какой проект реализуют в Могилевском районе

Спустя многие годы, даже во взрослой жизни мы очень живо и ярко помним минуты, когда в детстве нам читали сказки. Грудной голос рассказчика целиком и полностью брал наше внимание в плен, а воображение рисовало в голове невероятные картинки. Тихонько сидишь, слушаешь и боишься даже пошевелиться, чтобы не спугнуть это волшебство. Сегодня сказки детям все чаще заменяют мультфильмами, а книги – телефонами и планшетами. Культурные работники Могилевского района не стали мириться с этой тенденцией и уже четыре года сами рассказывают детям сказки, целиком и полностью погружая их в мир белорусских народных традиций, обрядов и творчества. Корреспонденты БЕЛТА побывали в Маховской сельской библиотеке, чтобы познакомиться с необычным литературно-творческим проектом “Бабушкина сказка на подушках”.

Автором идеи и инициатором создания проекта в 2021 году стала местный библиотекарь Екатерина Дубровская. Она решила познакомить детей младшего школьного возраста с традициями белорусского народа через музейные экспонаты, реконструкции обрядов, лучшие образцы классической и современной детской литературы на белорусском языке. Занятия проходят каждый месяц в этнографической комнате, которая была создана благодаря жителям близлежащих деревень. Люди помогли обустроить помещение сохранившимися предметами старины – рушниками, сундуками, посудой, различной кухонной утварью и орудиями труда. Однако первым экспонатом здесь стала ручная прялка – реликвия семьи Дубровских, которая долгие годы хранилась дома. А теперь все эти вещи служат во благо – дети могут не только воочию их увидеть, но и подержать в руках, а также узнать, как в свое время они применялись в быту.

Сначала в музейной комнате мы проводили экскурсии: дети придут, посмотрят – и на этом все, – вспоминает Екатерина Дубровская. – Спустя время мы стали думать, как наши встречи разнообразить, искали новые формы работы и пришли к такому формату: сказка на подушках. И детям это очень понравилось! Тем более помимо сказок и музейных занятий к нам приходят мастера и умельцы, которые с детьми лепят, вырезают, рисуют – и все это подчинено общей тематике. Например, мы уже показывали ребятам основы вышивки, а на Пасху учили делать и украшать вербочку. Со временем стали показывать детям различные народные праздники, к занятиям также подключился местный ансамбль народной песни “Реченька”. Название проекта пришло само собой – “Бабушкины сказки на подушках”, бабушкины, значит, старые, давние. Сегодня ведь дети такого нигде не увидят и не услышат, а мы не только возрождаем, но и передаем все эти знания новому поколению, прививаем им любовь и уважение к своему, родному – традициям, культуре, истории, языку”.

Екатерина Дубровская уверена, что именно в такой игровой и познавательной форме детям лучше всего запоминается предложенный материал, ведь детская память очень благодатная и отзывчивая. “В детстве мне не рассказывали сказок: бабушек своих я не знала, а родители работали в сельском хозяйстве – им было некогда, – делится библиотекарь. – Зато я очень хорошо помню наши родовые истории и воспоминания. Папа и мама много рассказывали о войне – как пережили этот период, как враги сожгли их деревню. Поверьте, нам есть с чем сравнить: что было в то время и как мы живем сейчас. Сегодня дети послушают наши рассказы и сделают свои выводы. Уверена, что они будут больше ценить нашу страну – красивую, мирную, сильную и независимую. Поэтому им необходимо знать и о войне, и о простой сельской жизни. Своих детей я учила также, чтобы выросли хорошими людьми, уважали и любили свою родину”.

Сегодня в гостях проекта – второклассники Маховской средней школы. Дети свободно располагаются в этнографической комнате на подушках и слушают рассказ простым и доступным языком о том, как раньше жила белорусская деревня, какие традиции, обряды и праздники были у наших предков, как они обустраивали свой быт, какие блюда готовили и о чем пели песни. У занятия свой сюжет и сценарий. Дети не только слушают, но также отвечают на вопросы, играют, участвуют в реконструкции народных обрядов. Сегодня для них прошла театральная инсценировка праздника Богач, посвященного завершению уборки зерновых и началу посевной озимых: “Прыйшоу Багач – кідай рагач, бяры сявеньку – і сей памаленьку!”. Раньше этот день отмечали, когда сжинали последний сноп. Его торжественно приносили в дом, обмолачивали и ссыпали зерно в лубок, ставили туда свечу и зажигали. Таким образом появлялся “богач”, который носили из дома в дом с пожеланиями благосостояния и хорошего урожая.

Учитель начальных классов Инна Барбаренко рассказала, что дети участвуют в проекте уже второй год. “Это очень интересная задумка, которая позволяет школьникам развиваться, знакомиться с нашей национальной культурой и традициями, – подчеркнула она. – Каждое занятие они ждут, слушают внимательно рассказ, с интересом смотрят инсценировки, активно участвуют в играх. Важно, чтобы дети знали свои корни, ведь без истории не будет будущего. Мы должны взять все самое лучшее, что сделали наши предки, и приумножить в современности. Удивительно, насколько богата наша культура, как много обрядов, песен и сказок сотни лет передавались из уст в уста, от поколения к поколению. Знание истории своей страны обязательно для каждого гражданина и патриота. Нельзя родиться и жить в стране, не зная ее историю и язык – это путь в никуда”.

Второклассник Юра Пиманов приходит на проект уже не первый раз. “Здесь рассказывают сказки, поют песни, разговаривают на белорусском языке, – делится он. – Мне сегодня понравился рассказ про серп, мама мне про это не говорила, но у бабушки я видел такой инструмент. Теперь вот узнал, для чего он нужен. Дома сказки мне рассказывают редко, я ведь уже большой. Но здесь мне нравится их слушать”. К разговору присоединяется Кира Сопроненко, одноклассница Юры. Девочке тоже было интересно и увлекательно. “Сказки нужны для того, чтобы дети были радостными и хорошо засыпали, – уверена малышка. – Они нас учат читать, рассказывают о всяких премудростях и полезностях. Например, нам раньше здесь рассказывали о белорусских орнаментах, и мне это очень понравилось и запомнилось”.

Среди постоянных участников проекта – педагог дополнительного образования с 20-летним стажем Марина Игнатенко, которая ведет в Центре творчества детей и молодежи Могилевского района кружок рукоделия “Хозяюшка”. Направления творчества в нем разнообразны – ребята занимаются лоскутным шитьем, вязанием, вышивкой, вырезают из бумаги. “Когда появилась идея проекта “Бабушкины сказки на подушках”, мы решили сделать необходимый реквизит собственными руками, – отметила она. – Мы сшили подушечки и украсили их в модной и современной технике “пицца”, которую можно назвать одной из разновидностей лоскутного шитья. Так, на готовое изделие хаотично либо в определенном порядке, чтобы получить узор, набрасываются кусочки и обрезки ткани, готовая композиция накрывается тонким слоем фатина и прострачивается на швейной машинке. Дети с энтузиазмом восприняли идею и активно помогали в создании ярких и красивых подушек для этого проекта”.

По словам Марины Игнатенко, авторы инициативы придумали очень интересный и дружеский способ общения с детьми. “Ребятам очень комфортно сидеть на подушках и слушать различные сказки и истории, это располагает маленьких собеседников и создает по-настоящему домашнюю и доверительную атмосферу, – отмечает она. – Мы в детстве тоже садились поудобнее и слушали рассказы старших. Удивительно, но сказки мне рассказывала не бабушка, а именно дедушка. Он был слаб здоровьем (пришел с войны после ранения с медалью “За отвагу”), поэтому меньше был занят по хозяйству. Я помню, как он мне читал самобытные уральские сказки Павла Бажова – “Малахитовая шкатулка”, “Медной горы Хозяйка”, “Серебряное копытце”, “Голубая змейка”… Я выросла на этих литературных произведениях про народных умельцев, а сейчас сама занимаюсь рукоделием и детей учу, стараюсь передать им все, что знаю. Тем более сегодня у родителей очень напряженный темп жизни, много работы и не всегда получается научить детей какому-нибудь рукоделию”.

Марина Игнатенко уверена, что в современном информационном пространстве многие зря недооценивают красоту и силу сказок. “Если разобраться, в этих вымышленных старинных историях – все про нашу жизнь, только более простым и доступным языком, – делится она. – Современным детям сказка нужна, ведь она заставляет задуматься и посмотреть на окружающий мир совершенно другими глазами. Это не просто увидеть картинку в телефоне – и забыть. Например, они приходят к нам на проект не только послушать о том, как люди жили раньше, но и вживую увидеть предметы их обихода, услышать песни тех лет, поучаствовать в народных обрядах и перенять старинные традиции. И это, безусловно, очень важно – знать и понимать, чем жили наши предки, и откуда мы вышли”.

Юлия ЕВМЕНЬКОВА,

фото Олега ФОЙНИЦКОГО,

БЕЛТА.

Добавить комментарий