После взрыва на Чернобыльской АЭС свою малую родину оставила Татьяна Худиковская. Узнали ее историю

Тридцать восемь лет прошло с тех пор, как прогремел взрыв на четвертом блоке Чернобыльской атомной электростанции. Трагедия, которая разделила жизни тысяч людей на «до» и «после», навсегда осталась в их памяти. И сколько бы ни прошло лет, в эту апрельскую дату, 26 числа, они по-прежнему вспоминают то время, когда были вынуждены безвозвратно покинуть свои дома и уехать. Оставить свою малую родину пришлось и Татьяне Худиковской. Уже долгие годы Татьяна Владимировна живет и трудится в Могилевском районе, но о своей родной деревне Гайшин Славгородского района до сих пор не может забыть.

Татьяна Худиковская с сыном Дмитрием и дочерью Вероникой на малой родине. Май, 2023 год.

Тот весенний субботний день, 26 апреля 1986 года, ничем не отличался от предыдущих. Татьяна Худиковская вспоминает, что стояла жаркая погода, поэтому практически все местные проводили время на улице – грелись под теплыми лучами апрельского солнца. Взрослые занимались домашними делами, ребятишки бегали, играли… А героиня нашего материала торопилась на работу. Никто даже и не подозревал о страшной катастрофе, которая произошла в ту ночь на Чернобыльской АЭС. Татьяна Владимировна только начинала свою профессиональную деятельность в колхозе имени Ленина: после окончания Жиличского совхоза-техникума с 1 апреля пришла на должность начальника производственного участка. У молодой девушки были свои планы на жизнь, в которые никак не входило экстренное переселение.

Об аварии стали говорить только спустя несколько дней, но о той опасности, которую она несла для нас, речи тогда не шло, – рассказывает Татьяна Худиковская. – Позже мы узнали об истинном масштабе катастрофы. Конечно, сразу было смешанное чувство: с одной стороны, мы понимали, что находимся в опасности, а с другой – не знали, что нас ждет дальше. Поэтому первые годы после аварии мы продолжали жить в своих домах.

Жизнь шла своим чередом. Через год после трагедии девушка вышла замуж. Вместе с супругом Василием продолжала трудиться в местном колхозе, где новоиспеченной семье предоставили жилье. Со временем молодая пара обустроила свое гнездышко, в котором появился их первенец Дмитрий.

К тому времени разговоры про аварию уже почти не велись, но в 1990 году сообщили, что деревню Гайшин признали зараженной зоной, началось массовое переселение жителей. И Худиковские, как и все их односельчане, получили статус переселенцев.

– Было очень тяжело все оставить и уехать, зная, что назад дороги уже не будет, – не без грусти вспоминает о тех тяжелых временах Татьяна Владимировна. – Но, понимая о том, что оставаться в родном селе было опасно для жизни и здоровья, мы смирились с переездом.

В 1990 году в агрогородке Сухари началась новая страница жизни Худиковских. Вместе с ними в многоквартирный дом заселили еще десять семей из их родной деревни. Эта общая беда сблизила односельчан и поспособствовала быстрой адаптации на новом месте. По словам Татьяны Худиковской, большую поддержку оказали и жители Сухарей, которые помогали новоселам чем могли.

Спустя год после переезда семья Худиковских пополнилась еще одним ребенком – дочерью Вероникой. Время шло, потихоньку обживались и привыкали к новой местности. После выхода из декретного отпуска Татьяна Владимировна продолжила трудиться на земле – устроилась в местный колхоз бригадиром, позже была назначена агрономом. В повседневной суете женщина и не заметила, как пролетели эти 34 года жизни в Сухарях. О статусе переселенца сегодня напоминают лишь те льготы, которые предоставляет государство гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В октябре 2023 года Татьяна Владимировна ушла на заслуженный отдых, но работу не оставила – сейчас она заведующий хранилищем семян в ООО «Птицефабрика «Романовичи». Дома тоже без работы не скучает: держит небольшое подсобное хозяйство, в весенне-летний период занимается огородом. И, конечно, помогает растить внуков. Дочь Вероника со своей семьей живет в родительском доме, а сын Дмитрий – в Бресте, но часто приезжает в гости к своим родным. Несмотря на то, что большая часть жизни героини нашего материала прошла здесь, в Сухарях, о малой родине она вспоминает часто. Как в фильме из прошлого, в ее мыслях появляются картинки из детства: как маленькой девчонкой она бегала с друзьями по родной деревне Гайшин, как наблюдала за течением знаменитой реки Сож, которая протекала недалеко от их дома, и как все это оборвалось в 1986 году…

Каждый год ездим в Гайшин на Радуницу. Подъезжаем к дому, прогуливаемся по знакомым сердцу местам, – рассказывает Татьяна Худиковская. – Часто встречаем там односельчан и вместе вспоминаем о том времени, которое уже никогда не вернуть.

Мария БАРАНОВА.
Фото из личного архива
Татьяны Худиковской.

Добавить комментарий