Жить и помнить…

Если бы несколько лет назад мне сказали, что я своими собственными глазами, а не на кадрах военной кинохроники, увижу факельные шествия, вздернутые в нацистском приветствии руки, массовые убийства по национальному признаку, я бы ни за что не поверил. Может быть это и возможно, но где-то там, на краю мира, в малоцивилизованных странах без истории… Но в государствах, которые сами прошли через ужасы фашистской мясорубки?! Это кажется невозможным… Впору собирать новую армию антифашистов в Великий поход во исполнение святого долга: не дать коричневой гидре вновь поднять голову, дабы не обессмыслить жертву тех, кто 70 лет назад положил свою жизнь на алтарь Победы.

Кем мы будем в истории, если предадим забвению чудовищные преступления фашистов: лагеря смерти, горящие сараи, машины-душегубки, в которых в страшных муках погибали люди, многотысячные расстрельные ямы?2244Можем ли мы предать эту память? Особенно мы, славяне? Ведь именно к славянским народам нацисты питали особую ненависть. Гитлер твердил: «Моя миссия – уничтожить славян». Проводя свою варварскую политику «обезлюживания» в СССР, «другого Холокоста», по определению самих немецких историков, фашисты методично и хладнокровно разрушали древние города, мирные деревни… Но вся античеловечность фашистских планов заключалась в том, что они присвоили себе право решать, какие народы имеют право быть, а какие должны исчезнуть. Человеческая жизнь не значила для них ничего. Убийства были обыденным делом, заурядной работой. Гитлер лично провозгласил для своей армии антигуманный тезис по отношению к представителям других рас и народов: «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью».

Только вдумайтесь: политика геноцида в СССР называлась «подрывом «биологической силы» славянских народов»! А ее методы?! По беспрецедентному плану «Ост» это: физическое истребление населения, преднамеренная организация голода, снижение рождаемости, истребление интеллигенции, разобщением, дроблением отдельных народов на мелкие этнические группы, переселением масс населения в Сибирь, Африку, аграризация захваченных территорий… Если еще тривиальнее, генеральный «план Ост» предполагал уничтожение СССР и биологическое истребление советского народа, дабы заселить «освобожденную» территорию «чистопородными арийцами».

Нормальное человеческое воображение до сих пор поражает цинизм нацистских убийц, их холодный расчет. Все должно быть использовано во благо Третьего рейха: человеческие волосы – на тюфяки и теплые носки для солдат, пепел сожженных в крематориях тел – на удобрение для арийских огородов, высушенные человеческие головы – на экзотические украшения для квартир эсэсовцев, человеческие тела – на мыло, кожаные абажуры…

Имеем ли мы право все это замалчивать и забыть, если только наступление советских войск смогло остановить кровавую вакханалию нацистских душегубов? Нет, не зря они не оставили после себя ни героев, ни мучеников… Это объясняется ничтожеством самих этих людей.

Конечно, мир изменился. Но меня все чаще посещают мысли, что план «Ост», как это дико не звучит, продолжает существовать. Несмотря на то, что прежняя фашистская империя мертва, их идеи и политика, продолжают жить и здравствовать. Разница лишь в том, что теперь они добиваются своих целей по-другому: страну или народ, который нужно обессилить, уничтожить, обвиняют в агрессивности, в нарушении прав человека, в насилии по отношению к этническим или религиозным группам.

Кто-то сказал: смерть одного человека – это трагедия, а гибель миллионов – уже статистика. Историческая память складывается из памяти каждого отдельного человека. И, понятно, судьба конкретного человека помогает увидеть войну глазами тех, кто ее пережил. Но война становится всё более далеким событием, её участники уходят из жизни, и живая память ослабевает. Но означает ли это, что мы обречены стать Иванами, родства не помнящими?

Подлинная историческая память умышленно стирается. Поэтому-то мировое сообщество лояльно взирает на шествия наследников фашистских легионов в Прибалтике и Украине, руки которых обагрены кровью тысяч людей, а славяне вообще не упоминаются в качестве жертв гитлеровского геноцида.

После войны советское руководство сделало всё, для того, чтобы не дать прорасти зернам межнациональной розни, посеянным нацистами, амнистировав всех, на ком не было крови, и кто не убежал с немцами. Сделано это было по вполне понятным причинам: разоренная тяжелейшей войной страна нуждалась в мире, в единении, а не в расколе, нельзя было обострить межнациональные проблемы, нарушить гражданский мир в стране. Но теперь, глядя на последствия этой, казалось бы, правильной политики, думается, что таки нельзя было замалчивать всю информацию. Выходили бы участники националистических, коллаборационистских войск так смело на площади, если бы их народ знал всю правду об их «подвигах»? Еще один печальный пример важности сохранения исторической правды.

Опыт истории учит, что поджигателей войны, насильников и палачей можно было остановить, если бы все прогрессивные, демократически настроенные силы объединились. И сейчас, только единство и солидарность всех людей – залог успешной борьбы с неофашизмом.

Предать забвению злодеяния нацистов? Принизить величие подвига, совершенного советским народом? Это невозможно! Поколение, не помнящее прошлого, не знающее всей правды о Великой Отечественной войне, не сможет сделать правильные выводы на будущее. Чтобы не допустить этого, надо постоянно, а не только к юбилейным военным датам, изучать историю Второй мировой и Великой Отечественной войны. Мы в неоплатном долгу перед теми, кто ценой своей жизни отстоял Отечество.

Уроки Великой Отечественной войны имеют огромное значение для нас, особенно сейчас, когда есть такое сильное стремление их принизить, исказить, подменить понятия и забыть. Именно с этой целью и наносится удар по исторической памяти о войне.

В развернувшейся фальсификации Великой Отечественной войны наиболее уязвимым оказалось старшее поколение: ветераны войны – фронтовики, труженики тыла, дети военных и довоенных лет, ровесники Победы. Накануне великого праздника мы должны поблагодарить всех, сражавшихся за Родину, склонить головы перед памятью тех, кого уже нет. Хочется пожелать нашим ветеранам, чтобы они провели последние и, надеюсь, долгие годы своей жизни людьми здоровыми, уважаемыми и уверенными в том, что нынешнее и будущие поколения не отдадут нашу Победу на растерзание и поругание. Защитить от клеветы свое прошлое, значит – отстоять свое настоящее и будущее.

Память о Великой Отечественной – это память о великом советском народе, о тех, кто отдал жизнь за спасение мира от чудовищных планов нацистов, тех, кто внес решающий вклад в разгром фашистских агрессоров. Это память о подвигах, героизме, тяжелых испытаниях на фронтах и в тылу всех народов многонационального Советского Союза, память о наших близких, о наших предках. Забыть о прошлом и о преступлениях фашизма – значит сознательно предать память миллионов жертв и способствовать его возрождению. Память о войне – мощнейшая сила, объединяющая и цементирующая общество. Сохраним её.

Кирилл Ефремков,
ученик 11 класса
ГУО “Кадинская СШ”.

Добавить комментарий