Лебединая верность, или история одной любви
Серовато-сизый осенний туман окутал город, и хотя до наступления вечерней темноты было далеко, в душе чувствовалась какая-то утомленность и апатия к окружающей жизни. Я шел по многолюдной улице, вглядываясь в лица прохожих, которые куда-то спешили, будто не успевая в этой суетливой жизни.
На минуту-другую задумался, замедляя шаг, и вдруг женский голос:
— Молодой человек, вас можно на минутку?
Я невольно оглянулся, интуитивно подозревая, что окликнули именно меня.
— Купите картину, — отозвалась женщина, которая стояла возле универмага и нервно перебирала пальцами.
— А зачем она мне? — даже не думая, выпалил я. А позже, сообразив, дополнил: — Да и денег у меня таких вроде нет.
— Ну тогда я вам сделаю подарок, — не отставала моя незнакомка.
— Что вы, — настороженно засомневался я.
— Берите, берите, мы с вами хорошо знакомы, — продолжала говорить молодая женщина.
Я стоял несколько минут молча, не понимая, что происходит.
— Я Марина, помните, вы по радио обо мне рассказывали? На минуту-другую я напряг память и наконец вспомнил!..
«Это же она, Марина. Та девушка, чья первая любовь трагически оборвалась и чуть не погубила ее молодую жизнь».
… Это было лет двадцать назад.
Работал я тогда корреспондентом районного радио. Как-то от редактора получил задание рассказать о выставке картин местных художников-любителей. Был выходной день, в парке районного центра, где была налажена выставка, народу было немного. В основном к картинам подходили случайные прохожие или просто зеваки. Я также человек, мягко говоря, не очень пристрастный к изобразительному искусству. И поэтому, сделав круг-другой, чтобы рассмотреть картины, почти направился домой. Однако взгляд мой остановился на пожилой женщине, которая напоминала мне старую добрую фею. Подошел ближе, сразу сообразил, что картины, которые предлагает эта женщина, как-то отличаются от других, нет, не по колориту красок, — я имею ввиду сюжет. На большинстве картин — рисунки, далёкие от нашего края, какие-то экзотические растения, удивительные звери.
— Это вы сами рисуете? — не удержавшись, спросил я.
— Нет, это моя дочь, — охотно вступила в разговор женщина.
Мы долго стояли, разговаривали.
Помню, когда спросил, не жалко ли продавать такую красоту, женщина промолчала.
И только тогда, когда мой материал лежал на редакторском столе, я узнал от коллеги, что девушка, чья мама приносила на выставку картины, совсем больная, прикована к постели.
Через неделю я договорился встретиться с художницей. Вскоре с редакционным магнитофоном я направился на эту встречу. Дверь открыла её мама, она, поздоровавшись, сказала: «Проходите, Марина вас ожидает». В прихожей я снял пальто и прошел в комнату.
На кровати сидела молодая девушка. Белокурые волосы были аккуратно уложены, и, казалось, что она вовсе не больна, а полна жизни и оптимизма. Поздоровались. «Меня зовут Марина», — первой заговорила собеседница.
Завязался разговор. Сначала говорили об искусстве, затем перешли на жизненные темы. Марина рассказала о себе.
…После окончания педагогического училища ей, можно сказать, повезло, потому что по распределению попала домой. Правда, в райцентре места в школе не нашлось, зато предложили пойти учительницей начальных классов в сельскую школу, что в трех километрах от города.
Работа приносила удовольствие.
После уроков со второклассниками преподавала еще и изобразительное искусство. Интерес к рисованию у Марины пробудился очень рано: будучи школьницей, она присылала свои рисунки на адрес известной тогда детской телевизионной программы «В гостях у сказки». И что запомнилось, рисунки ее демонстрировались по телевизору. Да и в педучилище по рисованию всегда пятерки получала. К молодой учительнице ее воспитанники тянулись всей душой. Бывало, уроки закончатся, а она не спешит домой, к мероприятию или к празднику с детьми готовится.
…С Игорем она познакомилась на вечере встречи с выпускниками. Он недавно пришел из армии и зашел в родную школу, чтобы встретиться с одноклассниками. Однако встретил ее
— Марину. Очаровательную девушку не заметить было просто невозможно. Весь вечер она была в центре внимания публики. Иначе не могло и быть, ведь Марина была ведущей вечера встречи. А потом игры интересные организовала. Когда праздник закончился, Игорь предложил проводить ее домой. Дорога до райцентра хоть и не далекая, но одной все равно скучно.
После вечера стали встречаться.
Игорь понравился девушке: такой весельчак, с ним никогда не соскучишься, к тому же симпатичный, высокого роста, чернявый, со смугловатым лицом.
Марина и теперь вспоминает теплые июньские ночи, что проводила с Игорем. Бывало, сядут на деревенской лавочке и говорят-говорят целый вечер. Ох, и счастливые же были!
И только старой вербе, что растет около дома, известны их откровенные признания в любви.
Вскоре и про свадьбу пошли разговоры. Правда, на некоторое время ее решили отложить, потому что Игоря на целых два месяца отправили на курсы в Минск.
Через несколько недель Марине уже не терпелось, чтобы не отведать друга.
Собрала деревенских угощений, на автобус — и в Минск. Перед этим позвонила, чтобы встретил. На автовокзале Игорь ожидал с цветами, радостный.
Вечером решили пойти в кино. Купили билеты в кинотеатр. Когда фильм закончился, было довольно поздно.
Игорь, понятное дело, проводил Марину до квартиры ее тети. Расставаться не хотелось. И некоторое время они сидели в парке, наблюдая за огоньками вечернего города. Разговор нарушили пьяные крики людей, что приблизились к ним. Подошли четверо.
— Закурить не найдется? — наглым голосом выпалил один из компании.
Игорь достал сигарету. Мгновенье-другое, и к нему потянулось несколько рук.
— А на всех где же столько наберусь? — смеясь, сказал Игорь.
…Первый удар достался Игорю по лицу. Марина закричала.
— Молчи, несчастная, — отозвался пьяный голос.
А удары между тем сыпались один за другим. Ее оттянули в сторону и на просьбы с плачем не обращали внимания.
Вдруг кто-то закричал: «Милиция!». Компания мгновенно бросилась убегать. Марина в отчаянии замахала руками: «Сюда, сюда быстрее!». Игорь лежал возле скамейки в луже крови. Из шеи была видна рукоятка ножа, похожего на кухонный. Кто-то из милиционеров расспрашивал девушку о преступниках. Она отвечала. Будто в тумане, видела, как подъезжала скорая помощь, как уложили Игоря на носилки, затем все перемешалось и поплыло… Она потеряла сознание.
Игоря не удалось довезти до больницы. Удар пришелся в сонную артерию.
А еще больший удар — смерть любимого человека — достался Марине.
Мысль покончить с жизнью пришла мгновенно. Никакие уговоры в ту минуту не помогали. Она проглотила несколько таблеток… Будто во сне поднялась на крышу пятиэтажного дома и… Однако судьба распорядилась по-другому: разбиться насмерть девушке не удалось, а получила увечья. Долго лежала в больнице, но, несмотря на усилия врачей, ходить не могла, был поврежден нерв позвоночника.
…Прошло время, а оно — лучший доктор. Марина уже было смирилась со своей судьбой, даже картины рисовать начала.
Когда оформляли пенсию по инвалидности, кто-то из врачей сказал, что ей за границей можно сделать операцию и она будет ходить. Однако для этого нужны деньги, а где их взять?
Мать получает мизерную пенсию. Даже если все имущество продать — все равно не хватит.
…В одной из радиопередач я рассказал о судьбе этой девушки. Сообщил расчетный счет для перевода денег на лечение. Мир, как говорят, не без добрых людей. Были собраны
средства, Марина отправилась на лечение в Германию, о ее дальнейшей судьбе я больше ничего не знал. Говорили, что ее мать по чернобыльским документам получила квартиру где-то в Минске или Могилеве. И вдруг эта неожиданная встреча с самой Мариной около универмага.
Я принес домой подаренную мне картину, долго всматривался. На ней — речка, по которой плывут два лебедя — символ вечной любви и верности.
Говорят, что эти грациозные птицы не переносят одиночества. И когда один из них погибает, второй также прощается с жизнью. Недаром же говорят: лебединая верность…
Олег ДЯТЛОВ
Олег, прекрасный рассказ!