Создание новой редакции Концепции национальной безопасности и Военной доктрины обсудили на областном семинаре в Осиповичах

Обеспечить перед народом прозрачность политики, которую реализует государство. Таково поручение Президента Республики Беларусь и таким был лейтмотив встречи представителей исполнительной власти, руководителей СМИ, общественных организаций и политических партий Могилевщины с военными экспертами по вопросам разъяснения проектов Концепции национальной безопасности и Военной доктрины. В данном материале – главные тезисы, озвученные на мероприятии, прошедшем 28 февраля в г. Осиповичи.

►Республика Беларусь находится в центре восточно-европейского региона на стыке силовых линий набирающей обороты военно-политической напряженности. Очевидно, что любые изменения международной безопасности в регионе напрямую сказываются и на состоянии национальной безопасности страны. Особенно это стало заметно в последние годы, когда Беларусь столкнулась с серьезной опасностью на уровне рисков, вызовов и угроз, обусловленных жесткими карантинными мерами (Covid-19), попыткой государственного переворота в 2020 году, миграционным кризисом, терактами на железнодорожных магистралях, терактом на военном аэродроме в Мачулищах и сейчас в ходе специальной военной операции на Украине. Все эти события происходили и происходят на фоне непрекращающегося санкционного давления и информационного прессинга со стороны стран Запада, а также развертывания на границах Беларуси инфраструктуры и группировок вооруженных сил НАТО.

►После заседания Совета Безопасности Республики Беларусь информация об обновлении данного документа привлекла внимание общественности и вызвала значительный резонанс. Ожидаемо бурную негативную реакцию вызвал данный информационный повод у «беглых» и их западных покровителей. Экстремистские ресурсы активно тиражируют вырванные из контекста отрывки документа, убеждая аудиторию в якобы деструктивной направленности предлагаемых в ней изменений. Сегодня, когда по поручению Главы государства развернута работа по информированию белорусского народа о ходе работы над Военной доктриной и основных положениях суверенной военной политики Республики Беларусь, акцент в деструктивных СМИ сместился – теперь он направлен на дискредитацию экспертов и поиск «жареных» фактов о содержании документа, чтобы сорвать его утверждение на Всебелорусском народном собрании.

►Военная доктрина любого государства отражает отношение страны к вопросам войны и мира, взгляды государства на роль силовых средств при разрешении споров на международной арене. Однако наша страна не собирается воевать! В действующей Конституции нашей страны недвусмысленно сказано – с территории Республики Беларусь невозможна военная агрессия. А что касается уточнения положений доктрины, оно осуществляется, как правило, в условиях существенного изменения геополитической ситуации либо при изменении внутриполитических условий развития государства. Для Республики Беларусь на сегодняшний момент все такие условия сложились. Во-первых, радикально изменилась военно-политическая обстановка и политико-силовая конфигурация в Европейском регионе. Глобальное цивилизационное противостояние между Западом и Востоком перешло в «горячую фазу». Непосредственно возле наших границ развязан военный конфликт, который эксперты называют решающим для выстраивания дальнейшего мироустройства.

Во-вторых, на прошедшем референдуме белорусский народ принял решение о корректировке положений Конституции государства. Появился новый важный государственный орган, уполномоченный формировать и реализовывать военную политику Республики Беларусь.

В-третьих, в государстве разработана и одобрена новая редакция Концепции национальной безопасности – одного из основных документов, который, наряду с Конституцией, составляет базис Военной доктрины. В новой Концепции более четко сформулирован перечень национальных интересов, уточнен спектр источников угроз для их реализации.

В-четвертых, несколько лет назад обновлена Военная доктрина Союзного государства, которая отражает уточненные взгляды Республики Беларусь и Российской Федерации на обеспечение коллективной безопасности.

В-пятых, с момента принятия действующей редакции Военной доктрины мы продвинулись вперед в развитии национальной теории военного искусства. Закрыты «белые пятна» в вопросах применения военной силы в мирное время, уточнена система операций Вооруженных Сил. Принят ряд знаковых решений в вопросах военного строительства, оснащения структурных компонентов военной организации государства, развития военного сектора экономики страны. Особенно – с учетом жесточайшего санкционного давления со стороны наших оппонентов.

►С учетом всех внесенных изменений и дополнений, фактически разработанный проект Военной доктрины – это новый документ. В развитие действующей редакции в нем реализован целый ряд новшеств.

Первое. Обновленная Военная доктрина может служить основой для урегулирования ситуации в Европе, запуска мирного диалога. В проекте доктрины говорится и о том, что Республика Беларусь открыта к сотрудничеству в военной сфере с любыми государствами. В том числе с государствами НАТО – мы готовы возобновить прагматичный диалог при условии прекращения ими агрессивной риторики и действий в отношении нас.

Второе. В документе усилена связь доктрины с обновленной Концепцией национальной безопасности. В развитие положений Концепции реализован новый методологический подход, предусматривающий градацию военных опасностей по уровням риска, вызова и угрозы.

Третье. Важное новшество новой Военной доктрины – это адекватность принимаемых мер государством в соответствии с уровнем военной опасности. В обновленной доктрине они направлены на недопущение эскалации военно-политической обстановки, разрядку ситуации. Упор сделан на сдерживание от развязывания военных конфликтов. И в этом плане размещение на территории Республики Беларусь тактического ядерного оружия – важное слагаемое превентивного сдерживания потенциальных противников от развязывания вооруженной агрессии против Республики Беларусь, это вынужденная мера нашего государства.

Четвертое. В доктрине важный акцент сделан на недопущение военных конфликтов. В перечень военных опасностей включена возможность применения оппонентами военной силы против Республики Беларусь уже в мирное время, в условиях военно-политического кризиса. Это то, с чем мы сталкиваемся в настоящее время на наших южных и западных рубежах. Конечно, сами по себе провокации, вооруженные акции и инциденты со стороны наших соседей не являются военным конфликтом. Но реагировать на них необходимо. И в первую очередь – мерами стратегического сдерживания. Что мы сейчас и делаем, показывая высокую боевую готовность всех компонентов военной организации государства.

Пятое. Уточнена типология военных конфликтов для условий Республики Беларусь. В новой редакции Военной доктрины основанием для категоризации войн для Республики Беларусь является состав участников. Вместо локальных и региональных войн сейчас в проекте документа рассматриваются межгосударственные и коалиционные войны. Ведь для Республики Беларусь любая война, будь она локальной или региональной, будет охватывать всю территорию государства и потребует напряжения всех сил.

В отношении градации вооруженных конфликтов, как разновидности военного конфликта, – подход остался прежним. В проекте доктрины сохранены положения, связанные с оценкой вероятности развязывания внешними силами на нашей территории внутреннего вооруженного конфликта.

Шестое. В новой Военной доктрине четко обозначено, что оборону государства и обеспечение его военной безопасности осуществляют все, начиная от Президента Республики Беларусь, заканчивая каждым гражданином страны. Регламентирована вертикаль государственного управления в рамках обеспечения военной безопасности и обороны государства. Наряду с функциями вооруженной защиты, которую осуществляет силовой компонент военной организации государства, обозначено место и роль всех других государственных органов. Здесь и дипломатические усилия наших министерств, ведомств и общественных организаций, и меры в экономической и информационной сферах. Обозначено и знаковое место в этой системе местных исполнительных и распорядительных органов. Безусловно, это – участие в реализации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, осуществление непосредственной подготовки и руководства территориальной и гражданской обороной на соответствующей территории, создание необходимых запасов материальных средств, а также решение других задач в интересах обеспечения военной безопасности и обороны нашего государства. Таким образом, положения новой Военной доктрины придадут обороне государства по-настоящему всенародный характер.

Седьмое. Собраны воедино и прописаны все наши взгляды по выполнению союзнических обязательств. Это давно лежало на поверхности и требовало реализации. Появилась целая отдельная глава, которая формирует правовую основу для действий Беларуси в случае вооруженной агрессии против наших союзников по ОДКБ и Союзному государству. Сохранена позиция, что наше государство будет считать агрессию со стороны какого-либо государства или коалиции государств против одного из наших союзников по ОДКБ или Союзному государству как нападение на Республику Беларусь. В этой же главе прописана возможность участия Республики Беларусь в миротворческой деятельности под эгидой международных организаций по безопасности.

Восьмое. Новое звучание в доктрине получили вопросы экономического обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты. Отражено наше противодействие санкциям, направленность оборонного сектора экономики страны на импортозамещение с одновременным развитием военно-технического сотрудничества с союзниками. Расставлены приоритеты в разработке вооружений и развитии под это производств.

Расширено содержание направлений военного строительства. Они уже не ограничены вопросами формирования и оснащения силовых компонентов военной организации. Сюда вошли вопросы подготовки государственных органов к обороне, мобилизационной подготовки экономики и населения страны, оперативного оборудования ее территории.

В документе сохранено наше стремление содействовать укреплению международного мира и безопасности. Неизменными остались такие ключевые принципы белорусской военной политики, как неделимость безопасности, равенство государств, невмешательство во внутренние дела и другие общепризнанные принципы и нормы международного права. В доктрине по-прежнему реализованы сохранившие актуальность принципы высокой готовности, системности планирования, оборонной достаточности, адекватности применения военной силы масштабу военного конфликта.

►Новая Военная доктрина соответствует Конституции Беларуси и взятым на себя нашей республикой международным обязательствам. По мнению экспертов, принятие обновленной доктрины позволит:

во-первых, донести до международной общественности миролюбивую политику и отсутствие враждебности к кому-либо. Одновременно обозначить четкий посыл – мы готовы защищать свою страну всеми силами и средствами, в том числе с нашими союзниками по Союзному государству и ОДКБ;

во-вторых, планомерно развивать и строить военную организацию страны, готовить государственные органы к обороне, учить граждан защищать свое Отечество;

в-третьих, позволит государственной вертикали – принимать решения и управлять процессами обеспечения военной безопасности в мирное время, и обороной страны в военное время. При этом реализовывать наряду с вооруженной защитой широкий спектр невоенных мер, направленных на победу в войне и завершение ее на приемлемых для Республики Беларусь условиях.

►В своей политике Беларусь не будет ни на кого оглядываться и под кого-либо подстраиваться. У нашей страны есть собственные интересы и взаимные союзнические обязательства. И только эти факторы будут стоять во главе всех наших решений и действий – как самостоятельных, так и в рамках осуществления коалиционной политики безопасности.

Добавить комментарий