Оборона Могилева

Я не был солдатом, был всего только корреспондентом,
однако у меня есть кусочек земли, который мне век
не забыть, – поле под Могилевом».

К.Симонов.

Подготовка города к обороне началась ровно через три дня с начала войны на городском собрании партийного актива. На предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях прошли собрания и митинги. Повестка дня на них была одна — «Отечество в опасности! Все на борьбу с врагом! Защитим родной Могилев!»Без имени-1 (2)В городе стали создаваться оборонительные сооружения: на улицах, перекрестках, площадях. Въезды в город баррикадировались, в нижних этажах домов устраивались артиллерийские позиции, на вторых и третьих — бойницы, на крышах — пулеметные площадки. Принимались срочные меры к эвакуации населения, промышленного оборудования и другого имущества. В эти дни из города было вывезено 935 вагонов с материальными ценностями. В тыл эвакуировались воспитанники детских домов, тысячи квалифицированных рабочих, десятки тысяч мирных жителей.

В июне-июле 1941 г. на Буйничском поле проходили ожесточенные бои воинов 172-й стрелковой дивизии 61-го стрелкового корпуса 13-й армии с немецко-фашистскими захватчиками во время обороны Могилева. Рубеж Тишовка — Буйничи — Селец, перекрывая автодорогу Могилев — Бобруйск и железную дорогу Могилев — Жлобин, защищали воины 388- го стрелкового полка полковника С.Ф. Кутепова. За 12 дней полк подготовил 2 линии окопов, соединенных траншеями. Перед передним краем были созданы сплошные противотанковые минные поля и проволочные заграждения. Кроме того, минные поля были оборудованы внутри обороны на вероятных направлениях прорыва танков противника. Продуманно была организованна и система огня артиллерии и стрелкового оружия.

10 июля противник систематически подвергал позиции 388-го полка массированной бомбардировке и артиллерийскому обстрелу. Готовясь к наступлению на Могилев, фашисты сконцентрировали в лесах у деревень Дашковка и Солтановка крупную танковую группировку. Узнав об этом, командование 172-й стрелковой дивизии решило опередить немецких танкистов и провело артиллерийский огневой налет по скоплению вражеских танков, в результате чего немцам были нанесены значительные потери.

Утром 11 июля земля содрогнулась от грохота взрывов. Весь день — с утра до позднего вечера — вражеская авиация периодически бомбила оборонительные рубежи наших частей на западном берегу Днепра и тылы дивизии. Противник несколько раз подвергал артиллерийскому обстрелу позиции 388-го полка. После этого небольшие группы гитлеровцев пытались с разных сторон атаковать их, но всюду натыкались на мощный заградительный огонь. На Буйничском поле противник оставил 20 застывших танков и более трехсот трупов солдат и офицеров. Вечером бой затих. Бойцы восстанавливали нарушенную систему обороны, пополняли боеприпасы. Здесь же на позициях хоронили убитых, раненые были отправлены в госпиталь.

С.Ф. Кутепов приказал передовым частям отойти к основному району обороны полка, чтобы их можно было прикрыть огнем артиллерии.

Вечером 11 июля на шоссе со стороны Бобруйска появилась колонна немецких танков. Все понимали, что немцы, расстроенные неудачным наступлением, продолжат штурм, чтобы сломить нашу оборону.

12 июля кровопролитные бои не прекращались в течение 14 часов и закончились победой защитников города. Полковник Кутепов подвел итоги дня: 39 разбитых вражеских танков, до двух рот уничтоженной пехоты, 2 грузовика, штабная машина.

В ночь с 12 на 13 июля на позиции полка прибыл военный корреспондент К. Симонов. 13 июля бой продолжался уже с пехотными частями. На протяжении дня вражеской пехоте удалось потеснить отдельные подразделения полка и даже подойти к командному пункту С.Ф. Кутепова. В один из таких моментов, когда немцы потеснили батальон капитана Д.С. Гаврюшина, полковник Кутепов лично возглавил контратаку 2-го и остатков 3-го батальонов. В рукопашной схватке наши бойцы выбили немцев из своих окопов.

15 – 16 июля немцы окружили Могилев.

17–18 июля по всему фронту обороны Могилева шли беспрерывные бои с превосходящими силами противника.

19 июля полк полковника Кутепова, теснимый противником, оставил деревни Веккер, Буйничи, Тишовку и закрепился на новой позиции по линии грунтовой дороги Тишовка — Бурковщина. Тогда генерал М.Т. Романов ввел в бой свой резерв — 514-й стрелковый полк — и выбил гитлеровцев из пригорода и деревни Буйничи. Положение было восстановлено. Наши воины захватили 20 пулеметов врага и минометную батарею с боеприпасами. На поле боя осталось до батальона убитых солдат и офицеров врага.

23 июля оборонительные сооружения 388-го стрелкового полка были почти полностью уничтожены. Под напором превосходящих сил противника части 172-й дивизии на западном берегу Днепра вынуждены отойти в район шелковой фабрики и, используя каменные здания и бараки, вновь занять оборону. За каждой батареей закрепили определенную улицу.

24 июля в середине дня немцы предприняли одну из последних попыток сломить сопротивление защитников города. После артиллерийского обстрела в атаку пошли несколько танков, бронемашины и пехота. Личный состав штаба во главе с С.Ф. Кутеповым и начальником штаба 388-го стрелкового полка С.Е. Плотниковым пропустил технику и врукопашную контратаковал пехоту. Немцы не выдержали и побежали, потеряв при этом несколько десятков погибшими, 4 миномета с боекомплектом, 50-мм пушку и 5 ящиков со снарядами. Это был один из последних боев кутеповского полка.

25 июля был получен приказ Генштаба Красной Армии об оставлении Могилева.

В ночь с 25 на 26 июля командир дивизии М.Т. Романов собрал совещание в штабе в помещении средней школы № 11 г.Могилева, куда прибыли командиры и комиссары частей, и их начальники штабов. Генерал-майор М.Т.Романов объявил, что положение частей дивизии, обороняющих город, тяжелое, имеются большие потери, а пополнять подразделения некем. В городе много раненых, а боеприпасов почти нет.

За 2 недели до этих событий, в Могилеве 1 июля 1941 г. был сформирован батальон милиции. В его состав входили работники Могилевского областного управления и курсанты местной школы милиции; курсанты и преподаватели Минской школы милиции, которые прибыли в Могилев 26 июня; личный состав Гродненской школы милиции. Возглавил батальон капитан милиции Владимиров Константин Григорьевич. В ночь с 11 на 12 июля батальон был проинструктирован, вооружен винтовками, наганами, бутылками с зажигательной смесью и отправлен на позиции в район деревень Гаи — Старое Пашково, которые располагались северо-западнее Могилева. В течение суток роты батальона укрепляли позиции, углубляли траншеи и окопы. Батальон занял рубеж на безымянной высоте, прикрыв подступы к железнодорожному узлу со стороны Шкловского шоссе. Потерпев неудачу 12 июля на Буйничском поле и не добившись удачи на Минском шоссе, немцы сконцентрировали значительные силы на север от Могилева. Они планировали прорваться в город по Шкловскому шоссе и захватить железнодорожный узел. Но на пути врага встал батальон милиции.

13 июля разгорелся ожесточенный бой. С помощью мотопехоты немцам удалось захватить деревни Старое Пашково и Гаи. 1-я рота батальона отошла в запасные траншеи. В этом бою милиционеры захватили трофеи: пулемет, автоматы, много гранат. Это вооружение в дальнейшем стало основной огневой силой батальона. Несколько дней бойцы милицейского батальона героически сражались, удерживая свои позиции и не пуская гитлеровские бронетанковые части к железнодорожному узлу. Несмотря на превосходящие силы противника, ураганный огонь артиллерии и минометов, постоянную бомбежку с воздуха, работники милиции не дрогнули, не отступили. Раненые, но способные держать в руках оружие, оставались в боевых рядах и уничтожали вражескую живую силу и технику по мере своей возможности.

15 июля пехота немцев, при поддержке танков, пошла в наступление со стороны деревни Старое Пашково. Один танк милиционерам удалось поджечь, оставшиеся повернули назад. Несколько раз в тот день враг пытался атаковать. Гибли немцы, но и бойцов батальона оставалось все меньше.
16 июля батальон сократил свои позиции, его основные силы переместились ближе к деревне Гаи. Значительно поредевшие подразделения батальона заняли позиции на опушке леса, на безымянной высоте возле д. Гаи.
18 июля немцы несколько раз атаковали, но взять высоту, на которой закрепилось около 50 оставшихся в живых бойцов-милиционеров, не смогли. Во второй половине дня враг начал очередной штурм. Работники милиции держались исключительно стойко, но силы оказались далеко не равными по сравнению с силами захватчиков. Раненый в голову и ногу капитан Владимиров поднял остатки батальона в контратаку. Последними словами его были: «Вперед, за Родину!..» Все, кто мог стоять на ногах и держать в руках оружие — а это около 50 бойцов, поднялись за своим командиром в последнюю атаку. Схватка была короткой. Разорвавшийся впереди снаряд сотнями осколков ударил по К.Г. Владимирову. Отважный командир погиб. Остальные продолжали вести яростную схватку из последних сил. Из 250 бойцов батальона в живых осталось лишь 19, но и те все — тяжелораненые.

После этой атаки враг не сразу отважился взять высоту. На ее склонах синели милицейские мундиры, а фашистам казалось, что там еще есть защитники, однако это были убитые милиционеры. Таким образом, шесть суток без сна и отдыха, под палящим июльским солнцем и непрекращающимся пулеметным и минометным огнем стояли насмерть, выполняя приказ на верность Родине, лучшие люди белорусской милиции!

На месте сражения героического батальона был установлен памятник (скульптор М. Кузнецов, архитектор К. Алексеев) в виде стелы, символизирующей знамя, и барельефного изображения лица бойца-милиционера.

Обороняли Могилев и простые граждане-ополченцы.

Штабы народного ополчения руководили повседневной напряженной деятельностью подразделений, в которых изучалось боевое оружие и шла подготовка к схваткам с врагом. На заводах ополченцы несли охрану предприятий, предупреждали вражеские диверсии, эвакуировали заводское оборудование. Рабочие труболитейного завода им. Мясникова одновременно с выпуском продукции установили круглосуточное дежурство для охраны предприятия, а когда враг окружил город, с оружием в руках отбивали атаки немцев. Подразделения ополченцев тушили пожары, устраняли аварии после налетов фашистской авиации. Вместе с милицией поддерживали в городе порядок, мобилизовывали население на строительство оборонительных сооружений.

Большую роль в мобилизации могилевчан на оборону своего города сыграла областная газета «За Родину», которая призывала трудящихся и воинов Красной Армии к героической, самоотверженной защите города, помогала им лучше уяснить обстановку, понять свой долг в трудное для Родины время. Ополченцы самоотверженно сражались против немецко-фашистских захватчиков. В бою за днепровский мост погибли все ополченцы отряда Д.С. Вольского, более половины состава потерял убитыми отряд фабрики искусственного шелка. В ночь на 26 июля часть ополченцев вместе с воинами 172-й дивизии вырвалась из окружения и продолжала борьбу в рядах Красной Армии, часть — в партизанских отрядах и подполье.

…Есть в Могилеве братская могила ополченцев на ул. Лазаренко, где покоятся мужественные граждане нашего города, которые вели борьбу с немецкими диверсантами и шпионами, охраняли промышленные объекты и линии связи, участвовали в эвакуации населения, промышленного и транспортного оборудования, в создании оборонительных рубежей. На здании бывшей школы НКВД (бульвар Ленина, 5), в 1977 установлена мемориальная доска, а одна из улиц города названа улицей Народного ополчения.

Из воспоминаний К.Симонова.

Добавить комментарий