90-летний юбилей встретила жительница Семукач Федора Горевая

img_9451_

Ф.Горевая в молодости.

В рамках проекта «Поддержка жертв нацизма Семукачского сельского Совета», финансируемого немецким фондом «Память, ответственность и будущее», координатором которого по нашей стране является МОО «Взаимопонимание» г.Минск, поздравления с 90-летним юбилеем принимала жительница агрогородка Семукачи, бывшая узница концлагеря Федора Горевая. Вместе с теплыми словами поздравлений и пожеланиями здоровья и благополучия заведующая отделением первичного приема, информации, анализа и прогнозирования учреждения «Могилевский районный центр социального обслуживания населения» Ольга Ермакова вручила Федоре Ивановне подарок.img_9426_Активного долголетия, бодрости духа, оптимизма и радости пожелала юбиляру председатель Могилевского областного отделения «Белорусский фонд милосердия и здоровья» Зоя Воронова, которая также вручила подарки. От трогательных песен в исполнении участниц клуба для пожилых людей «Ветка сирени», что действует при Семукачском СК, бабушка Федора даже прослезилась. Песен она сама знает много. Энергичная, жизнерадостная, на свои годы она не выглядит. В свой юбилейный день рождения Федора Ивановна встала рано, в русской печи напекла блинов. А получились они отменные, в молодости женщина трудилась в хлебопекарном цеху.

Судьба этой женщины полна испытаний, но, невзирая на невзгоды и житейские трудности, она остается оптимисткой.

Семья, в которой родилась Федора Ивановна Горевая, была многодетной. С самого детства детей приучали к нелегкому крестьянскому труду. Когда началась Великая Отечественная война, Федоре было пятнадцать лет.

– Мы с подружками пошли в лес за ягодами, а когда возвращались домой, услышали гул мотоциклов. Это были немцы, – вспоминает Федора Ивановна и продолжает: – Они догнали нас, остановились, достали карту и спросили: «Семукачи?» Мы от страха ничего не могли сказать, только кивали головами.

В деревне немцы не останавливались, но наведывались часто. Ф.И.Горевая помнит, как на местном кладбище за связь с партизанами расстреляли односельчан, среди которых были ее родной дядя с женой и сыном.

– В феврале 1943 года немцы пришли в деревню, согнали всех жителей в три хаты, а затем построили в шеренгу и погнали на железнодорожную станцию, – с болью в сердце вспоминает Федора Ивановна.

Шли быстро, на тех, кто не мог идти, набрасывались собаки, а затем немцы убивали.

– У моей сестры Тамары была сломана нога, и мы тащили ее на себе, боялись, что расстреляют, – со слезами на глазах рассказывает Федора Горевая.

На станции всем жителям, в том числе из соседних деревень, приказали заходить в вагоны. Куда их повезли, никто не знал.

Позже, как вспоминает Федора Ивановна, узнали, что привезли их в Кричев. Людей загнали в бараки. На территории лагеря находилась кухня, там стояли котлы, в которых варили баланду. Каждое утро немец открывал дверь и начинал считать: «Айн, цвай…» — всего для работы на кухне нужно было 10 человек. Федора Горевая просыпалась рано и бежала к дверям, чтобы попасть на кухню, а после работы возвращалась, спрятав за пазухой несколько картошин, которые пекли потом в бараке, где находилась теплушка.

Вскоре узников выгнали из бараков и повезли в Могилев, в лагерь, откуда их было разрешено выкупать родственникам. Вместе с матерью Федору приютил их дядя из Тишовки. А позже, перед отступлением немцев, направились в Семукачи. Все дети заболели тифом, немцы боялись к ним подходить.

– Хорошо помню отступление: шли подводы, мотоциклы, машины. А со стороны Друти стреляли наши, тогда казалось, что земля стонала от взрывов, – говорит Федора Ивановна.

Трудным было и послевоенное время. Люди восстанавливали разрушенное хозяйство. Строились, а пока жили в землянках. Варили щавель, рвали шишки с клевера, ели льняную мякину. Тот вкус помнится спустя многие годы.

В 1948 году Федора Горевая вышла замуж. Вместе с мужем воспитали пятерых детей: сын Валерий окончил военное училище, служил в Москве, Николай, Тамара и Виктор живут в Могилеве, дочь Валентина в Шклове. В родную деревню постоянно приезжают. У Федоры Ивановны 10 внуков, которые тоже не забывают бабушку.

Будто на киноленте, плывут воспоминания. Одни тревожат память, другие возвращают в счастливые молодые годы. И память эта — как связующее звено между настоящим и прошлым. Ее не вычеркнуть, с ней надо жить.

***

В этот же день поздравления и подарки принимала еще одна жительница Семукач, малолетняя узница Анна Митрофановна Цуморева.img_9461_

Олег ДЯТЛОВ.
Фото автора.

Добавить комментарий