Научить человека думать

Трудно переоценить историческую, общеобразовательную, духовную, культурную значимость книги в судьбе человечества. Пять столетий назад печатное издание стало колоссальным шагом к прогрессу. Сколько сделано открытий, благодаря книге! Сколько завоевала она умов и сердец!..

К сожалению, в современной цивилизации книге, особенно печатной, остается всё меньше места. Обсудить эту проблему, высказать свои предложения о том, как повысить сегодня популярность чтения, мы попросили одних из самых активных читателей из различных библиотек нашего района: Леонида Семеновича Козыро (а/г Буйничи), Надежду Ефимовну Дегтяреву (д.Новое Пашково), Сергея Петровича Кравцова (д.Вильчицы) и представительницу студенческой молодежи, председателя нашего клуба юных журналистов районной газеты Викторию Абрамович (д.Речки).

О читательских интересах
Л.С.Козыро:
— В разные годы я увлекался различной литературой. К примеру, будучи учащимся техникума, — много читал о путешествиях; во время службы в армии интересовался изданиями на военную тематику; работая преподавателем в агролесотехническом колледже, собирал и изучал литературу по педагогике, психологии, спорту. Ну, а сейчас, на пенсии, с удовольствием читаю о жизни замечательных людей, исторические какие-то вещи, интересуюсь политическими новостями, справочно-энциклопедическими изданиями.
Н.Е.Дегтярева:
— Читательский стаж у меня огромный. Мне ведь уже 82 года, но читаю – сколько себя помню. Особенно люблю художественную литературу, русскую и белорусскую классику. Всегда переживаю за героев и, конечно же, много нахожу в книгах для себя поучительных моментов.
В последнее время перечитываю полюбившиеся когда-то произведения. Вот, к примеру, сейчас перелистываю И.Шамякина «Трывожнае шчасце».
С.П.Кравцов:
— Я также читаю с того момента, как научился этому. Интересы разнообразные. Люблю и классику, и исторические произведения, и фантастику. Дома есть небольшая библиотека – около 400 экземпляров.
В.Абрамович:
— Сейчас, когда учусь в университете, очень много читаю. Выбирать, в принципе, не приходится, потому как изучаю специальную, художественную литературу, написанную в разное время, разными авторами. Что-то интересно, а иное – даже тяжело воспринимается. Но всё – обязательное, потому приспосабливаюсь, привыкаю…
О том, почему люди стали мало читать
Л.С.Козыро:
— После развала Советского Союза в обществе изменились идеалы. К сожалению, многое утрачено, и благородных, честных, порядочных героев сменили персонажи триллеров, «ужастиков», шоу-бизнеса и т.д. С экранов телевизоров, глянцевых обложек и некоторых современных книг зачастую пропагандируется насилие, жестокость, непристойное поведение. Такая «грязь» отталкивает читателей да и зрителей. И это, в принципе, нормально, если человек хочет держать в руках качественную литературу. Лично я не могу читать такие книги! Низкий уровень культуры слова в нынешних изданиях (даже не знаю, как точнее назвать подобное «чтиво») – это, на мой взгляд, еще одна причина, пассивности читательской аудитории.

Свое негативное влияние оказывает также Интернет. Человеку ведь свойственно идти по пути наименьшего сопротивления, и он ищет, где проще, легче. Нажал на клавиши – и пожалуйста – любая информация, пересказ произведений. Зачем утомлять себя перелистыванием книг, особенно многотомных?..
Н.Е.Дегтярева:
— Во многом согласна с Леонидом Семеновичем, особенно касательно Интернета. У современных людей нет такого душевного трепета перед печатной страницей, как было раньше, например, у представителей нашего поколения. Мои внуки, смотрю, тоже читают что-то с мобильных телефонов. Предлагаешь книги – отказываются, тем более не берут их с собой. Всё заполнил компьютер, потому и посетителей в библиотеках мало…
В.Абрамович:
— Мне кажется не важно, где и как читает человек. Не спорю, подержать в руках книгу, к примеру, старую, с пожелтевшими страничками, ощутить, что к ней прикасались люди нескольких поколений, или наоборот – новенькую, еще пахнущую типографской краской, — это дает положительные ощущения, эмоции. Но жизнь не стоит на месте, она настолько динамичная, а объем информации, который нужно усвоить, — огромный. Чтобы всё успеть, приходится прибегать к Интернету. Это действительно удобно.
С.П.Кравцов:
— Да, молодежь сегодня погружена в компьютеры. Наверное, и нужно, чтобы книги имели альтернативные электронные варианты, в соответствии с запросами читателей. Но беспокоит, как уже говорилось, — качество современной литературы, в том числе – размещенной в Интернете. На мой взгляд, некоторые сегодняшние авторы преследуют одну цель – наживы. На кону – деньги, и ничего о духовности, образовании и т.д. А ведь хочется читать и размышлять, сопереживать, чему-то учиться. В этом плане раньше писатели больше работали над словом и сюжетом…
Как повысить читательскую активность
В.Абрамович:
— Во все времена и в любом случае люди будут читать! Ведь художественная литература, учебники и другая печатная продукция – всё это остается.
Мне интересна классика. Но и к современной литературе особых требований нет. Единственное, хотелось, чтобы были яркие, захватывающие сюжеты, понятный, легкий язык подачи произведений, и тогда, думаю, читатели станут более активно читать.
Л.С.Козыро:
— Чтение тесно переплетается с духовностью, и если мы хотим, чтобы наше общество достигло высокого духовного развития, читать нужно серьезные вещи — и для ума, и для сердца. Вместе с тем активнее пропагандировать книги, пусть это будут разные формы пропаганды, в том числе — встречи с писателями. Обязательно необходимо поощрять читающую молодежь. Когда работал в колледже, помню мы, преподаватели, настраивали ребят на поиск знаний в соответствующей литературе, предлагали подготовить рефераты, высказать свои мысли о прочитанном в иной какай-то форме. А затем организовали для самых активных учащихся познавательные экскурссии…
Н.Е.Дегтярева:
— Научить человека думать над книгой – это очень серьезная, кропотливая работа. В учреждениях образования, к сожалению, не уделяется такого пристального внимания к урокам по развитию речи, в том числе к подготовке сочинений, рефератов, как было раньше. Произведения школьной программы подробно не анализируются – на это нет времени. Практически к нулю сведено также внеклассное чтение… Считаю, в этом направлении надо все же что-то менять. Когда привлечем внимание к книге на школьном уровне, думаю, можно будет добиться того, чтобы люди вообще больше читали.

Мы выслушали и записали мнения наших собеседников. Вы можете продолжить этот разговор, прислав к нам, в редакцию, письма со своими размышлениями на данную тему.

Записала Наталья ЧАБАН.

Добавить комментарий