Отступление смерти подобно. История и роль приказа “Ни шагу назад!”

В апреле–октябре 1942 года советские войска потерпели серию поражений на фронтах Великой Отечественной войны. Под Ленинградом в ходе Любаньской операции была окружена и уничтожена брошенная на прорыв блокады 2-ая ударная армия Волховского фронта под командованием А. А. Власова. Крупное поражение потерпела Красная армия в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции. Окружить немецкие части под Вязьмой не удалось. В окружении оказались 33-я армия генерала Ефремова, первый гвардейский кавалерийский корпус Белова и подразделения воздушно-десантной бригады, заброшенные в тыл противника. Потери Красной армии составили 272 тысячи человек.

Фото РИА Новости

Неудачными были весенние наступления в Крыму и под Харьковом. До 200 тысяч бойцов были окружены в районе Харькова, 4 июля 1942 года пал Севастополь, была прорвана оборона советских войск на стыке Брянского и Юго-Западного фронтов, а 24 июля Красная армия оставила Ростов-на-Дону.

В такой обстановке 28 июля 1942 года издается приказ Государственного комитета Обороны (ГКО) № 227 «Ни шагу назад!», направленный на восстановление военной дисциплины в первую очередь карательными мерами.

Из-за отступления армии Советский Союз к июлю 1942 года потерял половину своего потенциала. За линией фронта, на оккупированной врагом территории до войны проживало 80 млн человек, производилось 40 % всех железных дорог СССР, половина поголовья скота и посевных площадей, дававших Советской стране половину урожая.

Приказ И. В. Сталина впервые откровенно сказал об этом армии, ее бойцам: «…Каждый командир, каждый красноармеец… должен понять, что наши средства не безграничны… Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг, – это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики и заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги».

«…После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории, стало быть, стало меньше людей, хлеба, металла, заводов и фабрик… У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить с тем нашу Родину».

В приказе № 227 говорилось и о том, что после зимнего отступления под натиском Красной армии в немецких войсках расшаталась дисциплина. Немцы для ее восстановления приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам. Они сформировали 100 штрафных рот, около десятка штрафных батальонов из командиров, сформировали специальные отряды заграждения. Как известно, эти меры возымели свое действие. Отмечалось, что немецкие солдаты «стали лучше драться, чем зимой».

И. В. Сталин в приказе обращался к командованию Красной армии с вопросом: «Не следует ли нам поучиться в этом деле у наших врагов?.. Я думаю, что следует». Перечисленные меры были объявлены Гитлером в приказе от 3 января 1942 года.

Приказ народного комиссара обороны СССР № 227 уже в начале августа 1942 года был зачитан личному составу во всех частях фронтов и армии. Именно в эти дни наступающие части вермахта, прорываясь к Кавказу и Волге, грозили лишить СССР нефти и основных путей ее транспортировки, этим самым окончательно оставить нашу промышленность и технику без топлива. Вместе с потерей половины людского и экономического потенциала это грозило нашей стране смертельной катастрофой. Именно поэтому приказ № 227 был предельно откровенен.

Но он же указывал путь к спасению Родины – врага нужно было остановить на подступах к Волге. «Ни шагу назад!» – обращался в приказе И. В. Сталин.

Штрафной батальон, 1943 г. / Фото Дмитрия Бальтерманца

«…Нужно упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории… Наша Родина переживает тяжелые дни. Мы должны освободить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам ни стоило».

Приказ № 227 содержал не только моральный призыв к дисциплине и стойкости.

Война требовала суровых, жестких мер. Отныне отступающие с боевых позиций без приказа свыше объявлялись предателями Родины. «Паникеры и трусы, – гласил приказ, – должны истребляться на месте!»

Командиров, виновных в отступлении без приказа, полагалось снимать с занимаемых должностей, лишать званий и наград и отдавать под суд военного трибунала. Для виновных создавались штрафные роты и батальоны, куда направлялись солдаты и офицеры, нарушивших воинскую дисциплину, чтобы они «кровью искупили свои преступления перед Родиной».

Отныне фронт до конца войны не обходился без штрафных частей.

Было сформировано 65 штрафбатов и 1 048 штрафных рот. До конца 1945 года через «переменный состав» штрафников прошло 428 тысяч человек. Два штрафбата даже поучаствовали в разгроме Японии. Пребывание в штрафбате или штрафроте не было бессрочным, имело четко оговоренный в приговоре срок – три или шесть месяцев.

Помимо штрафных частей приказ № 227 предусматривал создание заградительных отряда. К осени 1942 года на линии фронта действовало 193 заградительных отряда, 41 принял участие в ходе Сталинградской битвы. Зачастую заградотрядам приходилось выполнять не только поставленную приказом № 227 задачу, но и сражаться с наступающим врагом. Так, в осажденном Сталинграде заградотряд 62-й армии почти полностью погиб в жестких кровопролитных боях.

Заградотряды были расформированы осенью 1944 года. Накануне Победы уже не требовались столь чрезвычайные меры по поддержанию фронтовой дисциплины.

Приказ №227 произвел сильное впечатление на всех советских людей, военных и гражданских. Личному составу войск его зачитали перед строем, в прессе он не публиковался и не озвучивался, но смысл его сотни тысяч бойцов рассказали советским людям.

Быстро узнал о нем и враг. В августе 1942 года наша разведка перехватила несколько приказов и радиограмм по 4-й танковой армии вермахта, рвавшейся к Сталинграду. Вначале гитлеровское командование считало, что «…большевики разбиты, и приказ № 227 не может уже восстановить ни дисциплины, ни упорства своих войск». Но уже через неделю мнение немецкого генералитета изменилось и новый приказ немецкого командования предупреждал, что отныне наступающему вермахту придется столкнуться с сильной и организованной обороной.

В июле 1942 года, в начале наступления немецкой армии к Волге, темпы ее продвижения на восток, вглубь СССР измерялись десятками километров в сутки, а уже в августе их мерили километрами, в сентябре – сотнями метров в сутки.

В октябре 1942 года в Сталинграде гитлеровцы продвигались лишь на 40-50 метров, а вскоре и такое продвижение остановилось.

Сталинский приказ «Ни шагу назад!» был выполнен. Сражавшиеся за каждый сантиметр родной земли, бойцы Красной армии, защитники Сталинграда и Кавказа, повернули ход войны, начав трудный и долгий путь на Запад, к Берлину. Ветераны Великой Отечественной войны в своих воспоминаниях, говоря о приказе № 227, описывают его как жесткий, суровый, но весьма своевременный. Приказ «Ни шагу назад!» стал одним из важнейших шагов к нашей Победе.

Геннадий Сахрай, историк

Добавить комментарий