Чем уникален Храм Рождества Иоанна Крестителя на Буйничском поле?

Агрогородок Буйничи известен далеко за пределами Могилевского района. Особую известность имеет мемориальный комплекс «Буйничское поле», являющийся историко-культурной ценностью Беларуси. Это место стало передним краем обороны города Могилева, а трагические события, произошедшие здесь в далеком 1941-м, и легендарный подвиг защитников города стали основой романа Константина Симонова «Живые и мертвые».

Кроме того, в Буйничах расположены культурно-развлекательный комплекс со стилизованной этнографической деревней, масштабный зоосад, конный манеж. Все эти объекты входят в топ-10 достопримечательностей Могилевского района. Но мы бы посоветовали и жителям региона, и гостям нашего края обратить внимание еще на один объект, расположенный в Буйничах. Речь идет о Храме Рождества Иоанна Крестителя.

Эта белоснежная церковь появилась на территории агрогородка не так давно. Ее строительство началось в 2017-м, а освящение состоялось в 2019-м.

Однако храм по праву стал наследником и хранителем драматичной истории религиозной жизни на территории Буйнич и близлежащих деревень, о которой нам рассказал настоятель церкви отец Алексей.

На нашей буйничской земле было несколько духовных обителей. В 300 метрах от места, где сейчас находится конный манеж, раньше находился Свято-Духов монастырь. Его основал в 1593 году князь Богдан Соломерецкий, «пожаловавший ему две волоки земли с пожитками и бортным деревом». Построен же монастырь в 1633 году на земле, данной фундушем от Богдана Стеткевича и его жены Елены Соломерецкой».

Дорога к монастырю Святого Духа. В глубине – монастырская брама-колокольня.

Открытые интернет-источники гласят, что при монастыре действовала типография, где в 1635 Спиридон Соболь издал свой знаменитый «Псалтирь». А во время Северной войны в июле 1708 года около Буйнич располагался лагерь шведского войска во главе с Карлом XII (так называемая Карлова долина). Шведские солдаты ограбили монастырь, однако позже по приказу шведского короля иконы были возвращены.

– Известно, что с 1915 по 1917 годы, в период размещения в Могилеве ставки Верховного главнокомандующего, Буйничский монастырь неоднократно посещал император Николай II, – продолжает своей рассказ отец Алексей. – Прогуливаясь вдоль Днепра, он заходил в монастырь и жертвовал бедным деньги. Сохранилось даже свидетельство, что он дарил золотые монеты со своим изображением.

…Монастырь Святого Духа повидал немало за те столетия, что были ему отведены. И мирную жизнь, и войны. Но пережить период атеизма он не смог. В феврале-марте 1928 года в Буйничской обители жил священномученик Серафим (Самойлович). В ссылку в Свято-Духов монастырь (с запрещением священнослужения) архиепископа отправили за противодействие церковному расколу, названному «обновленческим». После ареста архиепископа в 1929 году монастырь был закрыт. В разные годы там квартировался армейский полк, располагались клуб, склад топлива, зернохранилище, работала парикмахерская… Постепенно здание пришло в негодность, и со временем его снесли.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

На территории монастыря находилась и церковь – небольшой теплый храм в честь Николая Угодника. Со временем это белое каменное здание стало жилым помещением. И теперь в бывшем храме при монастыре живут люди. Это единственное материальное свидетельство существования монастыря.

На территории Буйнич в свое время была расположена и приходская церковь: на рубеже 19-20 веков верующие села и окружающих деревень посещали Храм Рождества Пресвятой Богородицы.

– К сожалению, и эта святая обитель не дожила до наших дней. При советской власти там был амбар, контора для колхозной бригады. А затем деревянное здание начало разрушаться. Бревна для топки печей, оставшиеся красные кирпичи для собственного строительства предлагали всем желающим. Немногие решились на поругание святыни. По воспоминаниям старожилов, семьи, воспользовавшиеся таким предложением, в дальнейшем понесли тяжелые утраты.

Два года назад на месте разрушенного храма был установлен поклонный крест.

Мы видим, что религиозная жизнь здесь была достаточно насыщена: на таком небольшом клочке земли был и монастырь, и независимая приходская церковь. Более того – на территории Буйнич также располагалась синагога, где в свое время иудеи каждую субботу собирались на молитвы. Синагоги не стало в годы Великой Отечественной войны, когда многие евреи были убиты, а оставшиеся в живых переехали в другие места. Но во времена, когда верующие не подвергались гонениями, православные и иудеи, несмотря на разные вероисповедания, прекрасно уживались в одном населенном пункте, посещая свои храмы. Вот такая религиозная жизнь была на территории Буйнич в разные времена, – отметил отец Алексей.

Однако как бы ни была печальна участь религиозных объектов здешних мест, надо, не забывая прошлого, смотреть в будущее. Время и запросы общества говорили о том, что в Буйничах должен появиться новый храм. Так оно и случилось.

– Как известно, Буйничи – это и очень богатая военная история. Крестьянско-казацкое восстание 1594-1596 гг., русско-польская война 1654-1667 гг., Северная война 1700-1721 гг. со шведами, Отечественная война 1812 года с французами, Великая Отечественная война… История здесь сложна и многострадальна.

Традиция увековечивания народного подвига защитников Отечества существовала издревле, сохраняется она и сегодня. На местах, где проливалась человеческая кровь, всегда строили храмы – это было святым долгом перед погибшими героями. Вот и здесь была возведена церковь, чтобы мы имели возможность помолиться за усопших воинов, за всех, кто здесь пролил свою кровь.

В 2011 году была создана община, а в 2017-м началось строительство храма.

Все этапы строительства были связаны с памятными датами. В День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны, 22 июня 2016 года, состоялось освящение места под строительство православного храма. 9 мая 2019 года, в День Победы в Великой Отечественной войне и во время празднования Величайшей Победы – Святой Пасхи, архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний совершил чин освящения крестов на куполах строящегося на Буйничском поле храма. 22 декабря 2019 года к 30-летнему юбилею возрождения Могилевской епархии и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне состоялся Чин Великого освящения храма в честь Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Несмотря на то, что Храму Рождества Иоанна Предтечи не так много лет, в нем есть уникальные иконы, которые являются своеобразной нитью, связывающей новую церковь с ее предшественниками. И история возвращения каждой из этих святынь уникальна.

– У нас есть икона из разрушенного Храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. А нашли мы ее совершенно случайно. При установке поклонного креста к нам подошла женщина и сказала, что у нее есть икона. Она нашла ее на чердаке и вспомнила рассказы бабушки о том, как семья жила рядом с церковью, как спрятали святыню, когда поняли, что храму грозит разграбление, как. спасали ее от пожара. Женщина, найдя икону, почистила ее и молилась перед ней дома. Когда мы попросили подарить святыню новому храму, беспрепятственно отдала. Вот так у нас и появилась частичка разрушенной церкви.

Сохранилась еще одна серьезная святыня 18 века из монастыря Святого Духа. Это икона Божией матери Тихвинская. К сожалению, ее сейчас нет в нашем храме – она находится в Свято-Никольском монастыре в Подниколье. У нас есть только копия. Эта икона темная, в ризе, сшитой вручную. Она требует реставрации. Перед ней совершается много молитв, особенно связанных с родами. По преданиям, когда роженицы молятся перед ней, то появление на свет младенца проходит гораздо легче, даже при наличии непростых диагнозов.

А история этой иконы, о которой еще в 19 веке писали, что она является почитаемой в Могилевской губернии (есть даже упоминание епископа), такова. Когда монастырь Святого Духа был закрыт, икона оказалась в Свято-Крестовоздвиженском Борисо-Глебском соборе (ранее – Борисо-Глебская церковь). Когда владыка Максим в конце 1980-х приехал в Могилев, он перевез ее в Собор Трех Святителей. А затем матушка игумения Евгения попросила передать икону в Свято-Никольский монастырь. Благодаря этому она сохранилась. И мы верим, что скоро она вернется в Буйничи.

…Говоря об истории нового храма, отец Алексей не мог не рассказать и об Иоанне Крестителе – святом, чье имя носит церковь, о его жизни, наполненной скорбями, о том, что в храме есть частичка его мощей. И об этом может услышать каждый, кто придет в церковь. В храм, где соединились прошлое и настоящее, где чтят память предшественников и думают о будущем, где можно подумать о вечном и наполнить жизнь духовностью.

Татьяна АРХИПОВА.

Фото Юлии МАРКОВИЧ и из открытых интернет-источников.

Добавить комментарий


Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial