Интервью с Человеком года в Могилевском районе Олегом Пусковым – руководителем, педагогом, поисковиком и коллекционером

Директор Романовичской средней школы Олег Пусков не раз становился героем наших публикаций. Мы рассказывали о его поисковой деятельности, об уникальной коллекции часов… Его отличает способность видеть хорошее в людях, с энтузиазмом погружаться в любое дело (будь то работа с документами или обустройство пчелиных домиков), умение сказать не в бровь, а в глаз («каждые часы, как и люди, разные», «завтра завтрашнее будет», «трагедия – когда нет времени на чтение и поиск») и неподдельный интерес к жизни.

А поводом для сегодняшнего интервью стало присуждение Олегу Пускову звания «Человек года-2023» в Могилевском районе. О том, каков был путь к получению этого звания, – наш сегодняшний разговор.

О ГЛАВНОМ В ЖИЗНИ

– Олег Владимирович, Вы – руководитель, педагог, поисковик, коллекционер. Какая из этих ипостасей главная?

– Наверное, раз на раз не приходится. Сегодня педагог, завтра – поисковик, каждый день – руководитель. По большому счету, оно все взаимосвязано и все вкупе наполняет мой день да и всю мою жизнь. Выделить что-то особо нельзя. Ежедневно необходимо принимать важные решения, оперативно реагировать на разные ситуации. Однако это надо делать так, чтобы на уроках истории, которые я веду, дети видели человека, полностью погруженного в тему. Иначе интерес ребенка не удержать.

– То есть вкус к преподаванию и стремление донести до ребят важную информацию по-прежнему сильны?

– Конечно. Даже больше – на уроках я отдыхаю душой и наслаждаюсь, видя неподдельный интерес в глазах детей.

– А какой период истории привлекает особенно?

– Сложно выделить. Люблю рассказывать о Древней Греции. Получаю удовольствие, когда говорю о великих географических открытиях. Нравится тема начала 17 века – Междуцарствие, Смутное время. Это же практически государственный детектив – все, что связано с убийством Иоанном сына Дмитрия, а потом – появлением Лжедмитрия… И на особом счету, безусловно, – история Великой Отечественной войны.

РОДОМ ИЗ РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА

– Олег Владимирович, давайте окунемся и в историю Вашей жизни. Ведь начало трудового пути не предполагало, что затем Вы окажетесь руководителем учреждения образования…

– Детство мое прошло на окраине Могилева, в поселке им. Кирова, в средней школе №7. В классах по 40 человек, и ребята были непростыми. Нужно было уметь бороться и за себя постоять. Директору Евгению Степановичу Величенко приходилось несладко. Удерживать школу удавалось, возможно, за счет того, что среди учителей было много фронтовиков, – уважение к ним было абсолютным.

Несмотря на «городское» происхождение, моя жизнь всегда была неразрывно связана с Могилевским районом и с пониманием, что надо трудиться.

После пятого класса работал в Романовичах (здесь жила моя бабушка) на разгрузке зерна, после шестого – пас совхозных телят, собирал и вывозил огурцы. А с 14 лет каждое лето работал помощником комбайнера. И это было очень круто!

По окончании школы хотел поступать в мореходное училище. Но подвело зрение. Решил тогда пойти на завод. И с 14 сентября 1978 года приступил к работе учеником слесаря механосборочных работ на заводе им. Кирова.

– Что кроме практических навыков удалось вынести из этого опыта?

– Бригада, в которой я работал, учила меня не только слесарному делу, умению крутить гайки и работать со сварочным аппаратом. Рабочие, у которых подчас было только начальное образование, учили меня жизни. Я очень благодарен этим людям за наглядное объяснение каких-то базовых истин и привитое понимание, что человека надо оценивать не по словам, а по делу.

ПОИСК СЕБЯ

– И, тем не менее, после двух лет работы на заводе решили круто изменить наметившийся порядок жизни…

– Отработав два года, понял, что надо уходить. Важный маркер – стал меньше читать (а я с детства читал запоем). Приобрел на заводе опыт, но понял: надо что-то менять. И волей судьбы оказался на истфаке в пединституте (конкурс был – 15 человек на место!). И вот что интересно. В школе учился чуть выше среднего (там были другие приоритеты), а в институте пришло стремление узнавать как можно больше. И здесь уже учился на «отлично». Преподаватели у нас были изумительные. Вячеслав Федорович Копытин, «всемирная история» – археолог, кандидат исторических наук, составил карту памятников каменного века по всей области; Маргарита Георгиевна Максимова, «история СССР»; Михаил Трофимович Лысенко, «история КПСС» – он в 16 лет добровольцем пошел на фронт, где в боях потерял руку; декан Петр Фролович Дмитрачков… Да и остальные. Они были не только профессионалами, но и людьми с большой буквы. Я у них не только знания получал, я учился у них порядочности и доброте.

– Вашим первым местом работы в качестве учителя стала Кадинская школа?

– Начал там полноценно работать еще студентом. Проводил уроки, а потом бежал, ловил попутку и ехал на занятия. Поэтому после распределения оказался в Кадино. Очень благодарен завучу школы Валентине Романовне Козловой – ее вклад в мое становление как учителя истории огромен. Проработал там 10 лет – входил в шестерку лучших в области, обустроил кабинет истории, начал заниматься поисковой деятельностью…

– А затем были два года в совхозе «Кадино»…

– Да. Это был отличный опыт, главная ценность которого – возможность работы с Валерием Федоровичем Липкиным. Прекрасный человек. Он известен как принципиальный руководитель, знаток своего дела, боец, готовый отстаивать предприятие. А я у него, кроме всего прочего, учился великодушию и умению прощать. И до сих пор считаю большой удачей, что мне довелось поработать его заместителем. Но, как и в ситуации с заводом: взял много ценного из этого периода, однако понял, что мое призвание – все-таки школа и история. И 1 апреля 1997 года стал директором Романовичской средней школы Могилевского района.

СИЛА ДОБРОГО СЛОВА

– Коллектив школы – это люди, работающие здесь много лет. Как удается создавать атмосферу, при которой ни у кого и мысли не возникает куда-то уходить?

– Думаю, секрет в том, что нужно быть внимательным к каждому человеку. Люди у нас действительно работают долго. В этом году мы отметили два 50-летних юбилея. И в прошлом – три… Я стараюсь выстраивать отношения так, чтобы нас объединяла не только работа. Ведь дети многих педагогов учились в нашей школе, росли на наших глазах. Мы за них вместе переживаем. Вот, например, у одной учительницы сын – военный летчик. Ей неспокойно, конечно. А я привожу примеры из судеб других летчиков, поддерживаю. Считаю, что нужно относиться по-человечески к каждому – и порадоваться вместе, и помочь, если что-то случилось. Подсказать, рассказать, но не принижать человека. Ведь они ежедневно работают с детьми, принимают решения. И если я начну жестко командовать, они перестанут принимать эти решения, а это неправильно.

– По наблюдениям, с уважением к Вам относятся не только коллеги и подчиненные, но и дети. А ведь заслужить доверие ребенка – та еще задача…

– Детей надо хвалить. Мне интересно человеку – и взрослому, и ребенку – сказать доброе слово. Это то, что запоминается на долгие годы. Мне нравится, что в нашей школе все здороваются. Что ребята, встретив на улице, всегда спросят: «Может вам помочь?» У нас есть мальчик с ДЦП. Я с ним общаюсь, дружу. И вот он мне как-то принес блокнот. А я ему подарил брелок на ключи и конфеты. Он так этим гордился! Это мелочь, но мелочь, которая ему на всю жизнь запомнится.

О ВОЙНЕ И ПОИСКЕ

– Вы родились через 16 лет после окончания войны. Как получилось, что она не отпускает Вас – человека, который никогда не был и не мог быть участником тех событий?

– О войне мне много рассказывал дед. Он был инвалидом. Познал вместе с бабушкой все тяготы оккупации. Дед делился, как его хотели сделать старостой, а он отказался. И как бабушка после этого отказа его, избитого, исколотого шомполами, на саночках привезла. Рассказывал, как у него ночевал диверсионный отряд, как выхаживал наших раненых (и это все в оккупации, с рядом находящимися немцами!), как хоронил убитых…

О войне много говорили и женщины. И я как-то рос в этой атмосфере, впитывал, пропускал через себя. Наверное, тогда и было во мне заложено то, что потом стало делом жизни.

– Как пришло решение заняться поисковой деятельностью?

– Первый, о ком я искал информацию, – Яков Григорьевич Феденев. Его останки были найдены в числе семи воинов. Медальон был только у него. Четыре года длились поиски близких. Было много запросов, письмо в газету «Известия». Вышли на родственников в Пермском крае, а потом на его жену в Оренбургской области… Он ушел на фронт, когда им обоим было по 20 лет, не зная, что у него будет ребенок. И вот спустя много лет жена приехала, опустилась перед братской могилой со словами: «Вот, Яшенька, мы и встретились»…

В процессе поиска много общался с местными жителями (они рассказывали о том, какие здесь были бои), ходили, часто вместе со школьниками, копали. Находили безымянных и тех, чьи имена и судьбы удалось восстановить.

Постепенно все больше погружался в историю обороны Могилева, был членом редколлегии по составлению Книги памяти. Мы делали много для того, чтобы Могилеву дали звание города-героя (на мой взгляд, заслуженно). Но, как известно, – Орден Отечественной войны I степени (что тоже немало).

– Отдельная страница (подробно об этом наша газета рассказывала в апреле 2019-го и в мае 2023-го) – история 20-го механизированного корпуса?

– Долгие годы считалось, что Могилев обороняли 172-я стрелковая дивизия, 110-я стрелковая дивизия, батальон милиции, народное ополчение, а на дальних подступах части 45-го стрелкового корпуса. Но благодаря проделанной работе по восстановлению документов, найденных в 2004 году, удалось выяснить и доказать, что огромный вклад в оборону Могилева внес и 20-й механизированный корпус. Была восстановлена справедливость по отношению к целому воинскому формированию, и пролит свет на судьбу солдат и офицеров, долгие десятилетия считавшихся пропавшими без вести.

– Несмотря на достигнутые результаты, поиск по-прежнему не отпускает? Есть какие-то новые задачи?

– Конечно. Продолжается поиск по следам сражений здесь, в Могилевском районе. Летом буду принимать участие в Вахте памяти на Зайцевой горе (Калужская область). Еще хочу рассказать, что скоро в школе появится небольшой стенд, посвященный Савелию Игнатьевичу Гузову. Я общался с ним, будучи ребенком. А спустя много лет узнал, что он прошел через три войны, имел множество наград, был сапером (перед Вислой за одну ночь снял 70 мин!). В нашей школе учится его правнук, который принимал активное участие в поиске информации. Такая вот связь поколений.

О ЗВАНИИ «ЧЕЛОВЕК ГОДА»

– Как восприняли присуждение Вам такого звания?

– До сих пор нахожусь под впечатлением от получения этой награды. Мне очень-очень приятно. Я благодарен руководству района, что выбор пал на меня. Это почетно. Но самое главное – в преддверии 80-летия освобождения Беларуси привлечено внимание к поисковой деятельности в нашем районе. Ведь если брать по большому счету, то оборона города осуществлялась именно здесь – в Могилевском районе (за исключением еще нескольких сражений в других районах). Буйничское поле, Тараново, Гаи… Это все наш район. Мне хочется, чтобы люди об этом знали. Об этом надо говорить. Об этом надо помнить.

– Спасибо за интересную беседу.

Татьяна АРХИПОВА.

Добавить комментарий