Бывший руководитель агрокомбината «Приднепровский» – об озере и храме в Романовичах, памятных знаках в Сухарях
Жизнь любого человека для его самого всегда кажется наполненной событиями, поступками, мыслями, идеями. Однако для того, чтобы твою жизнь так воспринимали и окружающие, надо действительно постараться. Постараться и сделать что-то не только для себя, но и для людей. Именно так живет Олег КАШТАНОВ – в прошлом руководитель агрокомбината «Приднепровский» (ныне – ООО «Птицефабрика «Романовичи»).
Каждый из периодов жизни Олега Алексеевича заслуживает отдельного повествования. Работа в райкоме и обкоме партии, мясомолпроме, на рыбном производстве, в сельском хозяйстве… Внедрение новых технологий, возведение объектов, возрождение предприятий, яркие и успешные эксперименты (например, страусиное ранчо)… Все это является темой для отдельного разговора. Мы же сегодня расскажем о другом – о том, что Олег Каштанов делал и делает для своей малой родины.
Романовичи. От озера до храма
Поездку по агрогородкам и деревням, которые оставили огромный след в жизни нашего героя, мы начали с Романовичей. Несколько лет Олег Каштанов возглавлял птицефабрику, ставшую при нем агрокомбинатом. Работы было немало. Но наряду с решением производственных вопросов руководитель делал многое и для агрогородка.
– Вы знаете, я всегда считал, что, прежде чем приступить к работе, нужно понять, чем живут люди, что нужно населению, как помочь в решении проблем. Так было и в Романовичах, – вспоминает сегодняшний ветеран труда.
На момент прихода на птицефабрику у Олега Алексеевича был большой опыт работы с водоемами (руководил комплексом предприятий рыбного хозяйства). И, осмотревшись, Олег Каштанов решил – здесь должно быть озеро.
– Озеро или пруд, любой водоем – это же всегда хорошо. Люди могут порыбачить, отдохнуть на берегу. И 20 лет назад нашими стараниями в Романовичах появилось озеро, которое стало на тот момент одной из визитных карточек агрогородка, – рассказывает собеседник.
…Остановочные пункты, дороги, баня, парикмахерская. Олег Каштанов много сделал для создания комфортных условий проживания и работников птицефабрики, и членов их семей. Но одним из самых значимых объектов стала церковь.
– Здесь была инициативная группа – люди хотели, чтобы в агрогородке появилась церковь. Но когда мы выступили с этой идеей, нам говорили – зачем, есть же храм в соседнем Кадино. Настаивали и получили добро. Мы пообещали, что строительство много времени не займет. Так и получилось – за год построили. Провели митинг большой, освятили место, и началось строительство. Все в этом участвовали – и средствами, и материалами делились. И вот такой итог. Люди сюда идут. Здесь даже мостики и купель есть, – Олег Каштанов с особой теплотой смотрит на церковь, купола которой величественно отражают облачное небо с пробивающимся солнцем.
И действительно – красивый, выдержанный – Храм в честь Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии привлекает взгляд каждого, кто приезжает в Романовичи.
Кисельки. В память о дедушке
Этот населенный пункт сегодня известен тем, что здесь находится важный объект птицефабрики – производственный участок, где выращивается родительское стадо. А появился он в свое время потому, что у Олега Алексеевича особое отношение к этой деревне.
– В 1939 году мой дедушка был призван в армию. Воевал. Незадолго до начала Великой Отечественной вернулся домой и решил построить дом для семьи, где на тот момент было уже три маленькие дочери. Вот в деревне Кисельки он и купил сруб. Перевез его в Ходнево, начал доводить до ума. А тут война. Дедушка ушел воевать и больше уже не вернулся – пропал без вести. Сколько я ни искал информацию – ничего не нашел. Поэтому для меня объект в Кисельках – это память о дедушке и благодарность деревне, подарившей родной дом.
Сухари. Под тенью каштанов
Олег Каштанов родом из деревни Ходнево Сухаревского сельсовета. Но и Сухари для него являются значимым населенным пунктом.
– Этот агрогородок всегда занимал особое место в жизни – от моего появления на свет в Сухаревской больнице и частого наведывания в храм Успения Пресвятой Богородицы, история которого уходит в 18 век, до присоединения местного сельхозпредприятия к птицефабрике. Поэтому когда пришло осознание, что надо не на словах, а на деле беречь историю родных мест, решил, что в Сухарях будут памятные знаки.
Олег Алексеевич за собственные средства установил два памятника. Первый – в память о местных жителях еврейской национальности, расстрелянных фашистами во время оккупации. «Им дам я в доме моем и стенах моих память и имя, которые не изгладятся» – такая подпись стоит под списком погибших детей, женщин, стариков, когда-то живших в местечке Сухари.
– Мне бабушка много рассказывала, в том числе и о том, как еврейская семья помогала ей растить мою маму, когда та совсем маленькой была. Поэтому у меня всегда было чувство благодарности. Вот и решил, что на месте бывшей синагоги будет стоять этот памятный знак, – делится Олег Алексеевич.
А второй знак установлен у церкви. Он рассказывает об истории Сухарей, первое упоминание о которых относится к 1560 году.
– Мне кажется, что это правильно – в каждом населенном пункте должна быть увековечена история этих мест. Это дань прошлому, напоминание современникам и связь с будущими поколениями.
…Знакомые Олега Каштанова всегда считали, что с учетом его фамилии к каштанам у него особое отношение. И дарили ему саженцы. Их Олег Алексеевич высадил у памятных знаков в Сухарях. Теперь саженцы стали молодыми, но сильными деревьями, дающими тень прохожим и величие памятным знакам, установленным нашим собеседником.
Ходнево. И дом под номером 17
Эта небольшая ухоженная деревенька – настоящее место силы Олега Каштанова. За нее он переживает, за нее он борется, для нее он готов на любые свершения. Несмотря на то, что находится на заслуженном отдыхе, уроженец Ходнево не сидит сложа руки. Добился того, что дороги в деревне к памятникам и местам захоронений появились, а те, что были, – стали лучше (огромную благодарность Олег Алексеевич выражает филиалу КУП «Могилевоблдорстрой» – ДРСУ №128 и лично его начальнику – Дмитрию Концевому). А сохранение истории родной деревни, ее возрождение – это стало его делом жизни.
Подъезжаем к кургану со стелой. Воинское захоронение.
– Этот памятник был установлен в 1965 году по инициативе населения в честь погибших здесь в 1941-м и в 1944-м. Убитых в 1941-м похоронил местный житель – он и сохранил документы, несмотря на смертельную опасность, ведь находился под оккупацией. Среди погибших – полковник-орденоносец Афанасий Пшеничников, который долго считался пропавшим без вести. Его внук сейчас профессор, живет в Тольятти…
Памятник, установленный в 60-х, сложно проходил испытание временем. Олег Алексеевич обратил на это внимание, руководство района откликнулось, и несколько лет назад была произведена реконструкция. И сейчас курган – место, куда может прийти каждый, чтобы отдать дань памяти погибшим воинам.
…Небольшой остановочный пункт. Здесь в прошлом году Олег Каштанов установил памятный знак в честь родной деревни. И рядом со стихами Якуба Коласа «Мой родны кут, як ты мне мілы…» выгравированы не менее пронзительные строки «Деревенька моя старенькая, прости, что оставили тебя…»
Следующий памятный знак особый. На огромном камне и с маленьким почтовым ящиком с номером «17». Он установлен на месте, где находился дом №17 – дом бабушки Олега Каштанова.
– Знаете, я историю родной деревни и историю войны по воспоминаниям бабушки изучал. Она многое рассказывала. И как во время войны выживали, и как по ее окончании возрождались. Тот дом, привезенный дедушкой из Кисельков, в котором много лет жила семья, не сохранился. Но мне очень хотелось, чтобы память о нем была. Вот так и появился памятный знак, – делится собеседник.
Подъезжаем к небольшому, но аккуратному гражданскому кладбищу. Здесь покоятся близкие Олега Алексеевича. И именно здесь он установил еще три памятных знака – «История деревни Ходнево», в честь земляков, погибших в годы войны, и советским воинам, чья жизнь оборвалась в этом месте 25-26 июня 1944 года при освобождении белорусской земли.
– Три года назад не стало последнего свидетеля событий лета 44-го. Он помнил тех ребят, помнил, как они провели последние сутки перед смертельным боем, как погибли… Мне кажется, эту память надо сохранять.
Послесловие. Деревня должна жить
Цельный, сильный, масштабно мыслящий – Олег Каштанов всегда был тверд в своих убеждениях и решителен в достижении целей. Таким он остается и сейчас. И цель у него тоже есть.
– Хочу, чтобы родная деревня жила. И сегодняшним днем, и прошлым. Поэтому не так давно домик, который привел в порядок, подарил родственнику – и ему хорошо здесь, и мне приятно. А совсем недавно купил еще одну избушку. Хочу навести порядок, отремонтировать и создать дом-музей истории Ходнево с рассказом о каждом подворье, о каждой семье. И я обязательно это сделаю, – делится собеседник.
В том, что у Олега Каштанова все получится, сомневаться не приходится. Так всегда бывает у того, о ком сильнее всяких слов говорят поступки.
Татьяна АРХИПОВА.
Фото автора.