А.Г.Лукашенко требует жестких решений, без проволочек и бюрократии при выявлении нарушений в строительстве.

Фото Николая Петрова, БелТА.

Фото Николая Петрова, БелТА.

Такую задачу он поставил 14 июня на совещании с рабочей группой по проблемным вопросам строительной отрасли, сообщили в пресс-службе Главы государства.

Александр Лукашенко обратил внимание на то, что практически каждый постоянно или хотя бы единожды в жизни сталкивался с проблемами, связанными со строителями и в целом строительной отраслью. «Ситуация в строительстве не просто настораживает, а складывается критической. И не только потому, что у строителей недостаточные объемы, вопрос в том, что какое направление ни возьми — в строительстве полный обвал, начиная неудовлетворенностью граждан сроками, качеством и стоимостью строительства и заканчивая той коррупцией, в которой погрязла вся отрасль», — сказал Глава государства.

Президент напомнил, что для выявления и устранения недостатков в этой сфере была создана специальная группа, результаты работы которой будут представлены на масштабном совещании у Главы государства в сентябре. В состав рабочей группы вошли представители Администрации Президента, комитетов госконтроля и госбезопасности, МВД, Минстройархитектуры, Госкомимущества, строительных и проектных организаций.
«Вам необходимо потребовать от исполнителей устранения всех выявленных недостатков в ходе работы группы. Чтобы не получилось так, что на совещании у Президента в сентябре мы вывалим ворох недостатков и пробелов в строительной отрасли, с которыми мириться нельзя, и потом будем героически разгребать эти проблемы. Принцип один: выявили — исправили», — подчеркнул Александр Лукашенко.

Глава государства потребовал, чтобы все предложения, рекомендации и распоряжения специалистов рабочей группы немедленно исполнялись не только на уровне рядовых работников и руководителей предприятий строительной отрасли, но и путем устранения пробелов в законодательстве.

Александр Лукашенко отметил, что намеренно включил в состав рабочей группы высших должностных лиц с тем, чтобы они обеспечили должный контроль и организацию работы. Он также добавил, что основные недостатки, которыми сегодня изобилует строительная сфера, лежат на поверхности, о них много говорят в обществе, однако задача участников рабочей группы как специалистов — изучить глубинные проблемы этой отрасли. «Я просто настоятельно рекомендую вам и требую от вас: максимум выявленных недостатков должен быть исправлен во время работы группы», — сказал Президент.

Александр Лукашенко особо обратил внимание на наличие большого количества проблем в строительной отрасли в Минске. «Минский горисполком или полностью из коррупционеров сегодня сформирован, которые наверху сидят, и пусть на меня не обижаются, факты этого налицо — первый заместитель в местах не столь отдаленных. И при таких взятках — $250 тыс.! Деньги немалые. Это тоже о многом говорит, — отметил Президент. — Я специально подчеркиваю проблемы строительной отрасли в Минске. Отсюда все начинается. И Минск нужно встряхнуть так, чтобы больше никому неповадно было работать плохо!»Глава Администрации Президента Андрей Кобяков на совещании рассказал об основных недостатках, присущих строительной отрасли. В частности, по его словам, отсутствует должный контроль со стороны местных органов власти при выделении земельных участков. «Большое количество площадок для строительства отдается застройщикам безвозмездно, к примеру, под строительство жилья или под реализацию инвестиционных проектов, что не всегда обусловлено интересами государства. Зачастую бесплатное предоставление земли влечет не снижение цены за квадратный метр жилья, а увеличение прибыли застройщика. И большинство инвестиционных проектов, по которым предоставляется бесплатно земля, также сложно назвать значимыми для государства», — отметил Андрей Кобяков.

По его словам, в практике работы исполкомов не изжиты факты затягивания сроков подготовки актов выбора земельного участка, принятия решений задним числом, лоббирования интересов в пользу коммерческих структур в вопросах выделения участков под застройку без обременений. Кроме того, зачастую не принимаются своевременные меры по понуждению землепользователей к выполнению условий отвода земли, а в случае невыполнения соответствующего предписания — по расторжению договора аренды.

Александр Лукашенко подчеркнул, что при выявлении любого недостатка должно следовать немедленное решение.

«Вот вы выявили этот недостаток. Кто-то где-то как-то, кто своим, кто чужим бесплатно выделил землю, к примеру, под так называемые инвестиционные проекты, — сказал Глава государства.— Выявили – поставили сроки по устранению недостатков в этом плане, то есть чтобы инвестор заплатил то, что надо, или отдал государству или городу то, что обещал. Установили срок, и это должно быть исполнено незамедлительно! Александр Серафимович (Якобсон — председатель КГК. — Прим. БЕЛТА) организует соответствующие проверки. И упаси господь какое-то должностное лицо не реализует ваше указание! Сразу же вносите предложение об отстранении его от занимаемой должности. Немедленно! Только так мы сможем навести порядок».

«Есть недостаток, есть проблема, есть факты – немедленное исполнение», — подчеркнул Президент.
Еще одним проблемным вопросом строительной сферы, на который обратил внимание Андрей Кобяков, является завышение стоимости проектных работ, низкое качество их выполнения, наличие подконтрольных фирм. По его словам, проектные институты при подготовке проектно-сметной документации закладывают максимальные коэффициенты и нормы независимо от свойств местности. Это касается объемов строительно-монтажных работ, количества задействованных в строительстве машин и механизмов, различных выплат и премиальных вознаграждений.

Глава Администрации Президента отметил, что выявлены факты оплаты заказчиками фактически невыполненных проектных работ, а проектные организации по-прежнему не всегда осуществляют функции авторского надзора надлежащим образом. В частности, установлены факты, когда представители авторского надзора завышали в актах выполненных работ количество дней пребывания на объектах строительства либо вообще их не посещали, хотя плата за оказание услуг по авторскому надзору производилась заказчиками в полном объеме.

Андрей Кобяков привел данные РУП «Главгосстройэкспертиза», согласно которым свыше 80% проектной документации выполняется с недоработками и ошибками. Практически при каждой проектной организации имеются так называемые архитектурные мастерские и проектные бюро с небольшим количеством занятых, которым передается на выполнение часть проектных работ. Это приводит к увеличению стоимости проекта. При этом устанавливаются факты, когда сотрудники проектного института выполняют такие работы самостоятельно при наличии заключенного с архитектурной мастерской договора.

«Экспертиза не успевает все объекты детально проверить, что тоже является негативным фактом. Лишь отдельные проекты корректируются заказчиками совместно с проектировщиками, и их стоимость уменьшается, хотя это должно быть повсеместно», — отметил Андрей Кобяков.

Следующий недостаток, выявленный в строительной сфере, — нарушение законодательства, регулирующего проведение государственных закупок товаров и услуг и подрядных торгов на строительство объектов. Так, по словам главы Администрации Президента, для проведения торгов нередко принимается документация, подготовленная без участия проектных организаций, с грубыми нарушениями законодательства, с указанием конкретных производителей товаров и оборудования определенных марок, зачастую только иностранного производства, а в технических заданиях называются потенциальные поставщики. Для подготовки конкурсной документации и заключений по предложению претендентов привлекаются частные посреднические организации, что создает предпосылки для увеличения общей стоимости закупок и завышения объемов работ. «В числе поставщиков подрядчиков и субподрядчиков оказываются недобросовестные посредники, фирмы и фирмочки, которые не в состоянии справиться с выполнением заказов собственными силами», — сказал Андрей Кобяков.

Отдельного рассмотрения заслуживает проблема ценообразования в строительстве. Разработка новых нормативов определения стоимости строительства, то есть норматива расхода ресурсов в натуральном выражении, отстает от практического внедрения новых технологий и материалов. В отрасли до сих пор пользуются устаревшими нормативами, применяя к ним разнообразные повышающие коэффициенты. В результате ценообразование становится непрозрачным и необоснованным. «Действующие нормативы по определению стоимости оборудования устарели и давно не пересматривались, хотя само оборудование постоянно совершенствуется и упрощаются способы его монтажа. Это приводит к скрытому удорожанию стоимости строительства объектов», — считает Андрей Кобяков.

Среди проблемных вопросов отрасли и завышение объемов и стоимости выполнения строительно-монтажных работ. Подрядчики во многих случаях неэффективно и с нарушением законодательства используют бюджетные средства. Так, в 2012 году в Брестской области установлено завышение стоимости строящихся с привлечением льготных кредитов 22 жилых домов на сумму в Br1,6 млрд., в Могилевской области – 23 домов на Br4,15 млрд., в Гродненской области – 22 жилых домов на более чем Br1,5 млрд.

По словам Андрея Кобякова, в долевом строительстве допускаются нарушения действующего законодательства частными застройщиками. Подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями неоднократно проводились проверки по фактам неисполнения договорных обязательств со стороны застройщиков по многочисленным обращениям дольщиков. В 2012 году возбуждены уголовные дела в отношении руководства застройщиков в Бресте, Могилеве, Минске, Минской области, что свидетельствует о том, что долевое строительство помещений по-прежнему остается проблемным вопросом, имеющим немалую криминогенную составляющую, отметил Андрей Кобяков.

Еще одной проблемой является несоблюдение нормативных сроков строительства объектов. На 1 апреля 2013 года в незавершенном строительстве находилось 2126 жилых домов, из которых 715, или более 33%, — с превышением нормативных сроков строительства. Это в свою очередь является одним из основных факторов увеличения стоимости жилья. Андрей Кобяков привел несколько красноречивых примеров. В Витебске все 15 введенных в эксплуатацию в 2012 году многоквартирных жилых домов, более 80% общей площади которых предназначены для нуждающихся в улучшении жилищных условий, возведены с превышением нормативных сроков строительства от 3 до 17 месяцев. На начало текущего года в Минске с превышением нормативных сроков строилось 52 объекта жилищного строительства. В Гомеле 16 из 17 многоквартирных жилых домов, принятых в эксплуатацию в 2012 году, построены с превышением нормативного срока от 1 до 32 месяцев. В Могилевской области по состоянию на начало текущего года с превышением норм продолжительности строительства возводился 41 жилой дом, или 36% от общего количества незавершенного строительства объектов жилья.

Глава Администрации Президента заострил внимание и на проблеме низкого качества строительства объектов. За 2012 год органами государственного строительного надзора на объектах жилищного строительства выявлено 32,4 тыс. дефектов и нарушений строительных норм и правил. Более 1 тыс. должностных лиц привлечены к ответственности. «Однако проблема как была, так по большому счету пока в лучшую сторону и не меняется», — констатировал Андрей Кобяков.

Остается значительным количество письменных обращений граждан и юридических лиц по вопросам качества строительства, поступающих в исполкомы, Комитет госконтроля, Администрацию Президента. Только за 2012 год в Администрацию главы государства поступило 74 таких обращения.

Еще одним недостатком строительной отрасли является формальное выполнение технадзором и госстройнадзором своих функций. «Эти организации интересует лишь выполнение технических условий, а не фактический объем использованных стройматериалов и выполненных работ», — отметил Андрей Кобяков. Имеется информация, что за каждое посещение объекта осуществляющему технадзор госинспектору застройщик выплачивает $100-200, а при сдаче объекта в эксплуатацию инспектору госстройнадзора – от $3тыс. до $5 тыс.

Андрей Кобяков обратил внимание на несостоятельность УКСов местных исполкомов. Рост стоимости 1 кв.м жилых помещений по причине срыва нормативных сроков строительства жилых домов местные органы власти объясняют нехваткой строителей, вызванной якобы их низкой заработной платой по сравнению с заработками в России. Вместе с тем проверки Комитета госконтроля показали, что значительный вклад в создание этой проблемы внесли несостоятельные УКСы, прежде всего административных районов Минска, для которых характерны высокая текучесть кадров и их низкий профессиональный уровень, притом что среднемесячная зарплата их работников достигает Br10 млн.

Следующее нарушение, выявленное рабочей группой, — привлечение в качестве заказчиков на высокодоходные объекты несостоятельных частных организаций. Андрей Кобяков в качестве примера привел Минский горисполком, где с ведома должностных лиц действует негласная система распределения строительных подрядов, при которой ДСК строят преимущественно низкорентабельные дома для нуждающихся, а частные организации выступают застройщиками коммерческого жилья. «С учетом высокой доходности коммерческого строительства в столице цена квадратного метра в панельных домах достигает $1300 при себестоимости порядка $550-650, и частные компании зачастую необоснованно получают приоритет при строительстве высокодоходного жилья, — отметил Андрей Кобяков. — Мингорисполком выделяет участки под жилую застройку, несмотря на то, что ряд частных застройщиков не располагают собственным производственным персоналом, необходимой материально-технической базой и финансовыми ресурсами и являются по сути посредническими структурами. В то же время государственные предприятия, как правило, выступают у частных структур в качестве субподрядчиков, работая на уровне минимальной рентабельности». В частности, в Минске доля госпредприятий, выступавших в 2009-2013 годах в качестве застройщиков по договорам на право проектирования и строительства жилья, составила не более 25%. Так, в 2012 году минским ОАО «МАПИД» на подряде у частных компаний возведено более 20 домов. При этом сам «МАПИД» самостоятельно в качестве застройщика в это время ввел в эксплуатацию только 9 домов. Примерная себестоимость панельного жилья в ОАО «МАПИД» составляет $550-650 за 1 кв.м, в свою очередь частные застройщики реализуют жилье по цене $1100-1300 за 1 кв.м, формируя сверхприбыль, отметил Андрей Кобяков.

Глава Администрации Президента обратил внимание и на такой недостаток, как отсутствие действенного контроля со стороны Минстройархитектуры, облисполкомов и Минского горисполкома.

«Минстройархитектуры не обеспечивает эффективное государственное регулирование в области архитектурной и строительной деятельности. Несмотря на уже существующую законодательную возможность применения европейских подходов, которые временно действуют параллельно со старыми национальными, практический результат работы по приведению в соответствие с европейскими нормами и стандартами национальных ТНПА крайне незначителен», — сказал Андрей Кобяков. Так, по данным Главгосстройэкспертизы, в 2012 году по евронормам запроектировано только 8 объектов, или 0,05% от общего количества.

Недостаточная работа проводится Мингорисполкомом с частными инвесторами, которые получили от государства преференции, но не выполняют взятые на себя обязательства. В частности, Комитетом государственной безопасности выявлен факт неисполнения футбольным клубом СКВИЧ условий, предусмотренных соответствующим указом Президента. Футбольный клуб с 2008 по 2012 год обязался реализовать инвестиционный проект по строительству многофункционального спортивно-оздоровительного центра в Минске. В качестве компенсации ему были предоставлены льготы в виде выделения без аукциона земельных участков для строительства коммерческого жилья в Минске общей площадью 60 тыс.кв.м. Футбольный клуб социальный объект не построил, однако льготы использовал.

На всех этапах строительного процесса наблюдается бюрократия. С момента утверждения акта выбора земельного участка до выдачи разрешения госстройнадзором может пройти до двух лет, что негативно отражается на себестоимости строительства, а также формирует дополнительные коррупционные риски. По мнению главы Администрации Президента, требуется исключить случаи дублирования функций, излишнее согласование, переписки между структурными подразделениями в одном ведомстве, и прежде всего это касается Мингорисполкома.

Андрей Кобяков отметил, что строительная отрасль остается одной из наиболее подверженных коррупционным рискам. «В сфере строительства существует теневая система откатов практически на каждом его этапе, а также круговая порука», — сказал он.

По словам Андрея Кобякова, в ходе проектно-изыскательских работ под будущие объекты имеют место факты обналичивания денежных средств. Так, в конце мая 2013 года возбужден ряд уголовных дел в отношении группы лиц, проходящих по так называемому делу проектировщиков. «По материалам проходят более 50 проектировщиков, обратившихся к услугам так называемых финансистов — это держатели подставных фирм, официально именуемых проектными организациями. Всего благодаря «финансистам» в теневой оборот за 2009-2012 годы выведено Br18,3 млрд в виде проведенных незаконных финансовых операций по счетам подставных фирм. Рынок проектных, сметных, изыскательских работ все больше скатывается в теневую сферу, а структурирование задач его участников приобретает ярко выраженные черты преступных организаций», — отметил глава Администрации Президента.

Андрей Кобяков считает, что «строительную отрасль необходимо спасать». «Государство вложило колоссальные средства в модернизацию, однако загрузка мощностей этих организаций составляет максимум 30-50%. Уровень производительности в строительном комплексе практически в десять раз ниже, чем в строительных организациях на Западе, в Китае. Естественно, это не может не влиять на технико-экономические показатели. Более 30% строительных организаций на сегодня являются убыточными», — констатировал он.

Андрей Кобяков считает, что для исправления ситуации необходимо принимать радикальные меры как по организационному, структурному оздоровлению, так и в законодательном плане. По его словам, в Минске на 10 тыс. строителей приходится более 7 тыс. обеспечивающих работников, в то время как в советские времена это соотношение было 1:5, а в передовых западных строительных фирмах — 1:7, 1:8.

Андрей Кобяков уверен, что активная работа комиссии в ближайшие два месяца даст ощутимые результаты.
Александр Лукашенко отметил, что не ставил целью этого совещания дать развернутую картину ситуации в строительной отрасли или принять какие-то меры.

«Откровенно говоря, я хотел, чтобы все, кто будет причастен к работе этой комиссии, и те, кого вы будете контролировать, проверять, изучать, и общество меня услышали, чтобы потом не говорили, что не знали, не готовы и так далее. Все услышали, о чем идет речь, все понимают, что это очень серьезно», — отметил Глава государства.

«Решения должны быть жесткими, однозначными, без проволочек и лишней бюрократии. Выявили, приказали и должно быть немедленно исполнено на любом уровне. Если мы начнем согласовывать, потом докладывать, потом рекомендовать, мы затянем работу комиссии, не примем решение и не добьемся ее эффективности. Комиссия носит характер прямого действия», — подчеркнул Президент.

«Кто-то ошибся – немедленно пусть исправляет ошибку, кто-то умышленно что-то сделал, но не нанес значительного ущерба – что ж, ответит по закону. Тому, кто коррумпировал строительную отрасль, кто принес наибольшие недостатки в эту отрасль, кто занимается махинациями и нарушает закон, место ясно где. Туда их и отправляйте. У вас есть должностные лица, которые обеспечат ваши решения. Другого не дано», — сказал Александр Лукашенко, обращаясь к членам рабочей группы.

Глава государства отметил, что после строительной отрасли, пристальное внимание будет уделено сельскому хозяйству, в которое государство вложило немало средств, затем промышленности и другим секторам народно-хозяйственного комплекса.

«Нужно вовремя решать проблемы, которые сегодня уже просто вопиют. И я очень надеюсь, что вы с этой задачей справитесь», — сказал Президент.

Александр Лукашенко потребовал максимальной открытости работы комиссии и регулярного освещения ее деятельности в средствах массовой информации. По его словам, это должны быть как информационные сообщения, сюжеты, так и интервью, пресс-конференции, ток-шоу, аналитические материалы. «Средства массовой информации должны постоянно информировать общество о вашей работе, — подчеркнул Президент. — Ничего не надо прятать! В противном случае эффекта полного не будет».

Глава государства также добавил, что для работы группы должны быть задействованы все ресурсы. «В работе группы не должно быть мелочей. Вы не должны проходить мимо любого фактора, недостатка», — предупредил Президент.

 БелТА.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.