«Мы, дети, сразу стали взрослыми…»

Клавдия Куприяновна Криковская,ветеран Великой Отечественной войны, тыловик, живет в деревне Латроща Кадинского сельсовета. Деревенька эта находится немного на отшибе, к ней со всех сторон подступает лес. Даже дорога к дому заросла травой. Тишину нарушают лишь лесные птицы, да пробегают иногда дикие звери.var_595В свои 86 лет Клавдия Куприяновна живет в своем небольшом уютном доме одна. Сама топит печку, достает воду из колодца. На вопрос, как ей тут живется, отвечает:

— Жить хорошо. Разве можно было о такой жизни мечтать раньше. Деньги (пенсию) приносят прямо домой. Автолавка с необходимыми продуктами приезжает регулярно, 2 раза в неделю. По выходным наведываются из Могилева невестка и внучка, помогают чем могут. Жаль только, что жизнь уже на исходе да здоровье подводит. В случае болезни звоню по телефону, вызываю неотложку. Увез было меня к себе сын Владимир, что живет в Сибири недалеко от Томска, да не подошел климат в далеком краю. Едва неделю выдержала и заторопилась обратно. Решила: пока жива да на своих ногах — никуда из родного гнезда не двинусь. Дома, как говорится, и стены помогают.

Так и живет Куприяновна в глуши лесной, наедине с природой, вот уже 57 лет. А родилась она очень далеко от Беларуси — в д.Белое Озеро Яльчикского района, в Чувашии. О детстве вспоминает очень скупо:

— В четыре года не стало родителей. Воспитывалась в большой семье родственников, познала нищету с малых лет. В школу ходили за 3 километра. Особенно тяжело было добираться зимой. Морозы там ядреные, до 40 градусов. И, что удивительно, в лаптях ходили и не болели. Когда началась война, мне шел 13-й год. С первых дней все мужчины были призваны в армию. В деревне остались два старика да 60-летний председатель колхоза. Женщины, дети — основная рабочая сила. Мы, дети, сразу стали взрослыми. «Все для фронта, все для победы» — звучало, как заповедь. Наравне со взрослыми мы, подростки, вручную сеяли, растили, убирали и молотили хлеб. И откуда бралась сила? Тяжелые мешки с зерном грузили на конные телеги и возили в Канаш, оттуда отправляли на фронт. Таким было мое взросление все четыре года. К концу войны мне шел 17-й год. Победу мы дождались, а вот мужчин почти всех забрала война. Вернулись очень немногие. Поэтому были и горе, и радость со слезами на глазах.

Позвал Клавдию Куприяновну тогда двоюродный брат в Карелию, устроил на бумажную фабрику, где встретила она свою судьбу — белоруса Криковского Петра Карповича.

— Как сейчас помню: пригласил он меня на концерт Закарпатского народного хора — так и завязалась у нас любовь. Там, в Карелии, поженились, там родилось у нас двое сыновей: Николай и Владимир. Петра моего сильно тянуло на родину в Белоруссию. В 1958 году мы переехали в д. Латроща Могилевского района, на родину его родителей. Уже в Латроще у нас родился третий сын — Михаил. Жили мы с Петром в согласии. Добрый, спокойный, умелый хозяин был мой муж. Его не стало 8 лет назад. Из жизни также ушли двое наших сыновей — Михаил и Николай. Конечно, душа болит по ним, да ничего уже не вернешь. Есть невестки, внуки, правнук. Жду весточек от них, всегда рада их встретить. Радуюсь и печалюсь вместе с ними. Тем и живу.

70 лет мы живем без войны. Сколько судеб она поломала, сколько оставила вдов, сирот, калек. Мир — это самое большое достояние народа, самое большое богатство и сохранить его — задача нынешнего молодого поколения.

Л.П.ВЕРЕНИЧ,
председатель
Совета ветеранов
ОАО «Агрокомбинат
«Приднепровский».

Добавить комментарий