А в сердце боль по родным местам

IMG_7941_Тридцать лет прошло с момента взрыва чернобыльской атомной электростанции. Под черным крылом Чернобыля оказались многие районы нашей республики. Особенно подверглись радиационному загрязнению Гомельская и Могилевская области.

Время неумолимо бежит вперед, оставляя в истории свои страницы. Среди тех, кому довелось пережить ужасы чернобыльской трагедии, семья Елены Трофимовны и Макара Дмитриевича Калиты из деревни Куликовка Славгородского района.

– В эту деревню меня и мужа направили работать в школу после окончания Мозырского педагогического института в августе 1981 года, – вспоминает Елена Трофимовна.

За восемь лет они построили дом, обзавелись хозяйством. В семье подрастали дочь Людмила и сын Александр.

Елена Трофимовна и сейчас вспоминает тот апрельский день, когда произошла крупнейшая техногенная катастрофа прошлого века.

– Я после работы пошла за детьми в детский сад. Когда мы возвращались, на небе стали сгущаться тучи, страшные, черные. До дождя успели спрятаться в доме, но такой грозы видеть никогда не доводилось, град был размером с куриное яйцо. А назавтра у сына поднялась температура и его отвезли в больницу. Из палаты на улицу никого не выпускали: говорили, что воздух радиационный.

Когда они вернулись домой, в деревне была тишина. Всех учеников вывезли в санатории. Только через четыре дня дошли слухи, что в тот день дождь был радиационный.

Спустя несколько месяцев запретили пить молоко от домашних коров, их пришлось сдать. Теперь хозяйки все больше времени проводили на скамейках возле дома. То, что посеяли весной – кушать было нельзя. Радиационное загрязнение – выше допустимой нормы.

И в то же время недалеко от старой школы в деревне началось строительство новой. Муж Елены Трофимовны работал в то время директором и все время находился на стройке. В течение года здание было сдано в эксплуатацию. Но учеников становилось все меньше, так как многие семьи стали уезжать к своим родственникам в другие города и деревни не только Беларуси, но и России.

Официальное отселение началось только через два года после аварии на ЧАЭС.

Предлагали другие города: Лиду, Могилев, Бобруйск. Но сельским жителям все-таки нужен крестьянский образ жизни. В 1989 году семья переехала в Березинский район Минской области. Определенное время жили там. Но, как признались сами, на тот момент, их не устраивали условия быта. Поиски нового места жительства увенчались успехом. В д.Новое Пашково была одна квартира в доме для переселенцев. Для супругов нашлась работа в местной школе. Сейчас оба на пенсии, но продолжают работать. Макар Дмитриевич увлекается рыбалкой, держит пчел. Елена Трофимовна в свободное время вяжет.

На Радуницу люди собираются вместе, посещая кладбища, где похоронены родные и близкие. Такие встречи болью отзываются в сердцах тех, кто пережил чернобыльскую беду.

В душах переселенцев живет память о родных местах. И память эту не вычеркнуть из ленты событий, с ней надо жить.

Олег ДЯТЛОВ.
Фото автора.

Добавить комментарий