Зарево над Ольсой. Историк Геннадий Сахрай рассказывает о своем отце-партизане

За окном бушевала гроза. Сполохи молний бороздили небо, а раскаты грома разрывали тишину ночи. Первые весенние ливни обрушились на город, омолаживая его. Не спится ветерану второй мировой. Он подошел к окну. Ручейки дождевой воды бежали вдоль улицы, собираясь в небольшие лужицы. На стуле висел пиджак, и свет уличных фонарей серебристыми искорками играл на его правительственных наградах.

Завтра 9 мая – День Победы. Он готовился к празднику и каждый год участвовал в параде ветеранов Великой Отечественной войны. Гром и молния чередовались с определенной последовательностью, и в памяти всплывали картины давно минувших дней…

Беларусь. Кличевщина. Мирный и тихий край с начала Великой Отечественной войны превратился в место постоянного сопротивления врагу, а Усакинские леса стали местом дислокации партизанских отрядов и соединений. Здесь планировались боевые операции, отсюда партизанские группы уходили на боевые задания, а отряды – на штурм фашистских гарнизонов. Уже 3 июля 1941 года на территории Кличевского района появились первые фашистские солдаты, а 5 июля немцы вошли в г. Кличев.

29 июня 1941 года была принята директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) № П 509.

«…В занятых врагом районах создать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии…

Для руководства всей этой деятельностью заблаговременно, под ответственность первых секретарей обкомов и райкомов, создать из лучших людей надежные подпольные ячейки и явочные квартиры в каждом городе, районном центре, рабочем поселке, железнодорожной станции, в совхозах и колхозах…» (Известия ЦК КПСС № 6, 1991).

В начале июля 1941 года в Кличевском районе был организован первый партизанский отряд. 14 июля 1941 года в лесу, за тихой рекой Ольса собрались партийные и советские работники. Я. И. Заяц, П. М. Викторчик, И. З. Изох, Я. К. Витоль составили план организации борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, создания неприступного «Зеленого бастиона» в огненном кольце вражеского окружения.

Впоследствии партизанская армия превратилась в грозную силу, а партизанский край в тылу врага олицетворял непобедимость белорусского народа, веру в Победу над нацистами.

Уже к концу 1941 года в лесной зоне действовало еще три новых партизанских отряда, в состав которых вошли окруженцы и местные жители. Партизанской республикой называли этот край.

Мота Сахрай

Накануне Великой Отечественной войны моего отца Моту Гиршевича Сахрая призвали на военные сборы. Война застала его на полигоне под Минском. После тяжёлых боев 29 июня 1941 года Красная армия оставила город Минск, часть, в которой служил отец, попала в окружение. Не увенчались успехом неудачные попытки пробиваться к своим, и отец с группой бойцов, контуженный, после 3-часового боя, попал в плен.

Концлагерь, куда их привели, находился в городе Могилеве, на территории завода имени Димитрова (сейчас это завод «Строммашина»). В лагере военнопленные и евреи содержались отдельно, хотя никакого разделительного забора не было. Отец изменил свое имя на Матвей Григорьевич, но особенно не рассчитывал, что ему долго удастся скрывать свою национальность. В лагере он встретил много своих довоенных знакомых и земляков. Отец родился в деревне Селец Могилевского района, которая в то время была еврейским местечком и большинство жителей составляли евреи.

Лагерь был огражден двумя рядами колючей проволоки, между которыми бегали собаки. Эсэсовцы установили 4 вышки с пулеметами и прожекторами. Расстрел ждал каждого, кто приближался к проволоке. Только в лагере остались мужчины еврейской национальности разных специальностей, все остальные евреи г. Могилева к концу 1941 года были уничтожены. Немцы расстреляли женщин, детей и стариков. Убивали евреев возле деревень Боровка, Полыковичи, Пашково. Истребление евреев было одной из специальных задач нацистов. На оккупированных территориях Советского Союза немецкая политика массового уничтожения еврейского населения превратилась в политику геноцида. В Могилеве истребление евреев началось с первых дней установления «нового режима». Гитлеровская оккупация стала для них смертельной угрозой. Целенаправленное уничтожение евреев нацистами была самоцелью. Истребить, уничтожить нацию как таковую вообще.

В концлагере каждый день от голода, болезней, издевательств и непосильного труда умирали люди. На грузовиках увозили бывших красноармейцев и евреев на расстрел.

Отец несколько раз пытался бежать, но эти попытки были тщетны. Его ловили, избивали, травили собаками и вновь бросали в фашистские застенки. Не расстреливали только потому, что немцам нужна была рабочая сила, отец был молодым, крепким парнем. Ему было 26 лет.

Зимой 1943 года, в лютый мороз, группе военнопленных, в состав которой входил отец, удалось совершить побег, который долго и тщательно готовился.

Еще находясь в лагере, пленные слышали о том, что в Усакинских лесах Кличевщины сражаются с врагом отряды партизан. До линии фронта было далеко, и группа бежавших из плена солдат решила двигаться в направлении деревни Усакино в Кличевском районе Могилевской области. Постепенно группа стала редеть, многих из бежавших приютили местные жители в глухих деревушках. Отца никто не брал. В деревнях висели листовки на русском языке, обещавшие за выдачу евреев премию – пачку махорки. Отец остался один. От голода, холода и слабости клонило в сон, но отец понимал, что заснуть – значит замерзнуть, и заставлял себя идти.

Когда увидел деревню, появилась маленькая надежда выжить. Оборванный, голодный, с отмороженными конечностями, он просто больше уже идти не мог.

Название деревни – Закупленье – наша семья запомнила навсегда. Здесь отца приютила семья Силиных. Оказали помощь, вылечили, кормили и поили. Отсюда, когда отец поправился, ушел в партизанский отряд, который возглавлял Игнат Зиновьевич Изох.

Начались боевые будни в партизанском отряде 277. Отряд был организован из отдельных групп военнослужащих, попавших в окружение в 1941 году. Вначале действовал самостоятельно, а в апреле 1942 года он вошел в состав Кличевского оперативного центра как 277-й отряд и до мая 1943 года действовал в составе Кличевской бригады. Первым командиром отряда был Бородин, а с сентября 1941 года командовал отрядом Игнат Изох. С февраля 1942 года командиром стал А. С. Юрковец, а затем, периодически меняясь, командирами партизанского соединения были И. Ф. Рудов, С. А. Мазур, С. Т. Токарев, а в декабре 1942 года вновь стал И. З. Изох. Комиссарами были Я. И. Заяц, А .Я. Счисленок, К. Ф. Коновалов, И. М. Гершович. Менялись и начальники штаба – И. Ф. Рудов, И. И. Ананич, С. А. Полубинский (погиб в бою), И. Н. Мороз. В сентябре 1943 года партизанский отряд 277 был переформирован в полк. При его развертывании роты были преобразованы в батальоны, которые возглавляли: И. И. Куцанов – 1-й батальон, 344 партизана; В. А. Силин – 2-й батальон, 320 бойцов; 3-й батальон возглавил Н. И. Лысенко, 371 партизан. Это была грозная сила, наводившая ужас на врага. К июню 1944 года, когда партизанский полк 277 соединился с частями Красной армии, в его составе было 3 батальона общей численностью 1257 партизан. В июне 1944 года И. З. Изоха сменил М. П. Коконцев. А комиссарами были: И. М. Гершов (сентябрь 1943 г. – февраль 1944 г.), Н. И. Книга (февраль 1943 г. – февраль 1944 г.), А. М. Радюк (июнь 1944 г.). Начальником штаба партизанского соединения был С. Т. Токарев (сентябрь 1943 г. – июнь 1944 г.). Партизанский полк 277 был мощной боевой единицей, выполнявшей особые поручения Кличевского оперативного центра по уничтожению немецких гарнизонов и полицейских участков.

Удостоверение партизана, выданное Моте Сахраю

Районный центр Кличев находится в стороне от крупных трасс и дорог, а те, что ведут в него, обязательно проходят через леса, которые занимают 60 % территории Кличевского района. Безнаказанно здесь не мог проехать ни один немецкий обоз, транспорт, немецкая техника. Слава о боевых успехах кличевских партизан разнеслась далеко за пределы района и области. Основной удар партизаны направляли против вражеских гарнизонов и волостных управ. Были разгромлены полицейские управы в Гончанском и Долговском сельсоветах, уничтожены полицейские участки Осовы, Бацевичи, Поплавы, Уболотье, Суша, Смолярня. В марте 1942 года 4 отряда под командованием А. С. Юрковцева, В. П. Свистунова, В. М. Сырцова и В. И. Ливенцева разбивают немецкие гарнизоны в г. Кличеве. Теперь весь район вместе с райцентром переходит в руки партизан. Освобождены от фашистов части Кировского, Березинского и Белыничского районов. Это более 3 тысяч квадратных километров. В августе 1942 года каратели согнали 140 жителей двух деревень Вязень и Селец к глубокому рву и расстреляли, а их дома былй разграблены и сожжены.

Разведчики партизан зорко следили за всем, что делалось в фашистских гарнизонах по границе партизанского края. Стоило заметить цель, как тут же поступала команда об ее уничтожении. Ни один вражеский обоз, ни одна колонна автомашин не могла уже днем безнаказанно проходить по большакам и дорогам Партизанской республики.

Каждое наступление партизан, а также оборона поддерживались артиллерией. У партизан было несколько 76- и 45-миллиметровых орудий, огонь которых вносил сумятицу в ряды наступающих фашистов, замешательство в стан врага. Еще осенью 1941 года, готовясь к боям, партизаны собрали брошенные при отходе наших войск орудия и привели их в боевую готовность, а часть орудий была отобрана у гитлеровцев. Во время боя у орудий оставалось по 2–3 артиллериста, остальные шли вместе с наступающими партизанами, стремясь захватить у противника новые орудия, снаряды, лошадей, фураж.

Летом 1942 года, при содействии диверсионных групп, партизаны устанавливают связь с центральным штабом партизанского движения, который находился в Москве. Вскоре на аэродром под Кличевом партизаны принимают первый за время оккупации советский самолет, а спустя время у деревни Голынка начинает действовать второй партизанский аэродром.

Теперь рейсы самолетов из-за линии фронта становятся регулярными. «Воздушный мост» между Москвой, фронтовыми базами снабжения и Партизанской республикой действовал надежно. Охраняло аэродромы партизанское соединение, насчитывающее до двух тысяч бойцов.

В партизанском отряде первое время, в течение 2–3 недель, отца на боевые задания не брали и относились к нему крайне настороженно, с недоверием. Он находился в хозяйственном взводе и занимался продовольственным снабжением партизан. Вызывало подозрение, что еврей, находившийся в фашистских застенках, остался жив и то, как он сумел такое долгое время сохранить себе жизнь. И только после длительной проверки его стали посылать в разведку, поручали ответственные задания. Он участвовал во всех операциях отряда. Никогда не щадил себя, был в первых рядах атакующих. У него было одно желание — отомстить гитлеровцам за их зверства, за геноцид своего народа, за смерть невинных людей, детей, стариков, за муки, перенесенные в концлагере. Уже в апреле 1943 года за мужество, отвагу и героизм в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами Моте Сахраю была вручена первая правительственная награда, медаль «За отвагу». Потом были и другие награды, но первая была отцу самая дорогая, самая важная.

Как-то после разгрома одного из фашистских гарнизонов в отряд привели 3 пленных немцев. Среди них был офицер. Их нужно было срочно допросить, а переводчика не было. Позвали отца, который говорил на еврейском языке идиш. С немецким языком идиш был близок, и отец, по просьбе командира отряда, стал допрашивать пленных. Услышав еврейский язык, офицер вдруг развернулся в сторону отца, плюнул и закричал:

– Юдэ! Шайзэ! Сталин капут!

Нервы отца не выдержали. Перед его глазами всплыли концлагерь, пытки, издевательства фашистов над невинными людьми. Ко всему в этот день разведчики отряда сообщили отцу, что вся семья его погибла – жена, сын, мать, сестры. Брат отца погиб на фронте в первые дни войны. Отец схватил лежащий на столе в землянке кортик и бросился на немцев. Несколько партизан, находившихся в землянке, бросились к отцу с криком:

– Мотик! Не делай этого!

Они схватили отца за руки, удержали, а немцев вывели из землянки. Отец долго не мог успокоиться, весь дрожал, а партизанский врач Николай Павлович Книга потом сказал:

– Если ты еще раз это сделаешь, то ты просто сойдешь с ума. Я понимаю твое состояние, и все же нужно держать себя в руках.

Никогда больше такого себе отец не позволял. Одно дело убить немца в бою, совсем другое – броситься с холодным оружием на пленных.

А мама с братом Григорием остались живы. В первые дни обороны г. Могилева, во время бомбардировки, немецкая бомба попала в дом на Большой Гражданской улице, где жила наша семья. Но мама со всеми успела эвакуироваться в воинском эшелоне на Урал. К концу 1943 года она через Центральный штаб партизанского движения разыскала отца. Ей также сообщили о месте нахождения отца и его номер полевой почты. Так они нашли друг друга. Встретились уже в освобожденном Могилеве, чтобы никогда больше не расставаться.

А эсэсовский кортик с белой рукояткой и фашистской свастикой на торце еще долго хранился после войны в нашей семье, как и многие другие предметы домашнего обихода из партизанской жизни отца, а потом он его сдал в милицию.

Подростком я часто ездил с отцом в деревню Закупленье, в ту деревню, где в годы военного лихолетья прятали отца от нацистов, когда он совершил побег из концлагеря. Я видел Ивана Силина, его сестер – всех тех, кто рискуя своей жизнью, сохранил жизнь моему отцу. В январе 2013 года в Кличевском краеведческом музее проходила научно-практическая конференция. Никого из участников этой конференции не оставило равнодушным сообщение научного сотрудника музея Людмилы Евгеньевны Русецкой о судьбе бывшего партизана, бойца Кличевского партизанского соединения 277 Моти Сахрая и семьи Силиных из деревни Закупленье Кличевского района, которые в годы Великой Отечественной войны спасли жизнь человека. И в этом была заслуга всех жителей деревни, в том числе тех, которые знали, что семья Силиных прячет бежавшего из концлагеря еврея, и не выдали его.

…Мы стояли на живописном берегу реки Ольсы и любовались зелеными берегами, журчанием воды и пением птиц. Отец рассказывал мне о долгих и тяжелых верстах войны, которые он прошагал в этом краю. А мне казалось, что я вижу зарево над Ольсой, зарево той победы, которую одержал народ над фашизмом.

И подвиг этот бессмертен!

Геннадий Сахрай, историк

Добавить комментарий