Наталья Тарасенко прокомментировала закон о геноциде и призвала сохранить правдивую историю страны

Наталья Тарасенко, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

Нет срока давности у преступлений против жизни. Сколько бы не минуло лет, в историях семей, в памятниках и монументах, в неприметных могилах на кладбищах с полуистертыми табличками, в книгах и кинохронике будет сохраняться память о миллионах советских людей, уничтоженных и искалеченных человеконенавистнической политикой фашизма, претендовавшей на установление мирового порядка.

После Второй мировой войны человечеством были приняты очень важные международные акты, направленные на недопущение повторения событий самой страшной и кровопролитной войны. История послевоенного мира начиналась со всеобщего желания строить жизнь на всем понятных принципах, которые обеспечат мир и развитие всех стран и народов, их взаимодействие в духе добрососедства и взаимоуважения. Но мир меняется. В некоторых государствах происходит реанимация фашистской идеологии смерти. Проявление неонацистских идей – страшная тенденция современного мира.

Все дальше уходят события Великой Отечественной войны, все меньше участников и очевидцев ее ужасов. Но белорусский народ в своей памяти сберегает и из поколения в поколение передает историю Великого подвига и самопожертвования тех, на чью долю выпало это страшное испытание.

Наша многострадальная земля и по сей день хранит ужасающие по своей глубине и последствиям тайны трагедии белорусского народа. В рамках возбужденного Генеральной прокуратурой уголовного дела по факту геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и послевоенный период установлены более 300 ранее неизвестных мест захоронений граждан, погибших в годы оккупации, а также возможные места захоронений. Опрошено более 12 тысяч свидетелей, 7,3 тысячи из которых прошли ад концлагерей. Каждый выявленный факт зверств немецко-фашистских захватчиков и их приспешников подробно документируется, пополняя страшную историю уничтожения народа целой страны.

Депутатами Палаты представителей на заседании 15 декабря 2021 года принят Закон «О геноциде белорусского народа». Принятие этого Закона – не только дань памяти погибшим, не только осуждение геноцида как наиболее тяжкого и мерзкого преступления против человечности, но и урок ныне живущим поколениям, своеобразный посыл в будущее – не допустить подобного.

Вводится уголовная ответственность за отрицание геноцида белорусского народа, содержащееся в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования. Наказание за такое преступление – арест, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на тот же срок.

За повторное совершение аналогичного преступления лицом, ранее судимым за отрицание геноцида белорусского народа, или должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, – предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет.

Положения закона предусматривают придание нового импульса работе по увековечению памяти жертв геноцида и призваны вывести на более качественный уровень информационную, просветительскую, учебно-воспитательную работу по формированию адекватной нравственной и общественно-политической позиции наших сограждан. Беларусь будет прилагать все усилия для осуждения и признания геноцида белорусского народа на международном уровне.

Нашу страну и ее народ «добрые» европейские захватчики хотели разорвать, расчленить, уничтожить, заставить наших детей навек забыть о своем роде-племени. Чтобы не осталось и намека о существовании белорусской земли. Чтобы никогда на земле не было белорусов.

Такие документы, как генеральный план «Ост», «Инструкция об особых областях к директиве № 21 (план «Барбаросса»)», датированная 13 марта 1941г., «О военной подсудности в районе «Барбаросса» и об особых полномочиях войск» от 13 мая 1941г., «Двенадцать заповедей поведения немцев на востоке и их обращение с русскими» от 1 июня 1941г. и др. освобождали фашистских солдат от ответственности за преступления и возводили зверства по отношению к мирному населению в ранг государственной политики.

Начальник штаба верховного главнокомандования вооруженными силами фашистской Германии генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель в приказе о действиях войск на оккупированных территориях и подавлении «коммунистического повстанческого движения» от 16 сентября 1941 года указывал: «…следует иметь в виду, что человеческая жизнь в соответствующих странах в большинстве случаев не имеет никакой цены и что устрашающего действия можно добиться лишь с помощью исключительно жестоких мер. Искуплением за жизнь каждого немецкого солдата в таких случаях должна служить в общем и целом смертная казнь 50 – 100 коммунистов. Способы этих казней должны еще увеличивать степень устрашающего воздействия».

Уничтожали жителей Беларуси не только специально обученные и подготовленные для этого подразделения немецкой армии, но и представители наших ближайших соседей – националисты из польской Армии Крайовой, украинские, литовские, латышские, русские, румынские отщепенцы, которые возомнили себя хозяевами нашей земли, распорядителями судеб тысяч и тысяч ни в чем не повинных детей, стариков, женщин, военнопленных. Самое страшное, что среди этих проклятых навечно убийц были и наши земляки, для которых убийство было обыденной «работой», а страдания людей не вызывали никакой душевной боли и сочувствия.

Беларусь потеряла каждого третьего своего жителя. От рук оккупантов погибли свыше 2 миллионов 200 тысяч человек. В республике было уничтожено 5 295 населенных пунктов, в том числе 628 населенных пунктов вместе с населением. Их сожгли дотла. Их сжигали по нескольку раз, не давая надежды на возрождение – 186 деревень не смогли восстать из руин и пепла. Они были уничтожены со всеми жителями, включая матерей и грудных детей, немощных стариков и инвалидов. Из 270 белорусских городов гитлеровцы сожгли и разрушили 209. 399 тысяч 374 человека были вывезены на принудительные работы в Германию, из которых вернулось на Родину только 124 тысячи 267 человек. На территории Советской Белоруссии в 260 лагерях смерти и 170 гетто фашистские изверги методично уничтожали людей. Их жертвами стали не менее 1 миллиона 400 тысяч человек. Так, в концлагере «Тростенец» уничтожено более 200 тысяч человек. При этом до настоящего времени точное количество жертв и их личности не установлены. Специальная комиссия, которая изучала захоронения, определила приблизительное количество жертв исходя в том числе из объема пепла, образовавшегося в результате сжигания мертвых тел.

Согласно плану «Ост» нацисты планировали население Белоруссии сократить до «полезного минимума», то есть уничтожить и депортировать на 75 процентов, а остальные 25 процентов – онемечить, превратить в рабов. Каждому немецкому офицеру и унтер-офицеру было обещано после окончания «восточного похода» колониальное владение на «новых восточных землях».

Белорусы, которым было бы позволено жить при «новом порядке» должны были стать неприхотливыми рабами, четко и беспрекословно выполняющими волю хозяев. Немецкая педантичность и страсть к точным выкладкам очень тщательно высчитала количество рабов, которым было бы позволено послужить на пользу новым немецким хозяевам-колонистам на белорусской земле: на каждого истинного арийца – два раба. К примеру, в Могилеве и Бобруйске – по 20 тысяч немцев и 50 тысяч местных жителей.

Каждый день на оккупированной немецко-фашистскими захватчиками белорусской земле уносил огромное количество человеческих жизней. Эти страшные факты – свидетельства жестокости и бездушия, патологической ненависти захватчиков к своим жертвам. Из сборника архивных материалов «Преступления немецко-фашистских оккупантов в Белоруссии. 1941-1944» (1965):

«№95. Из доклада Могилевской областной комиссии о массовом истреблении мирного населения гитлеровскими захватчиками, разграблении и уничтожении ими народного достояния и личного имущества советских граждан на территории области в 1941-1944 г.г.

Очевидцы рассказывают.. о фактах зверств немецко-фашистских захватчиков. В дер.Полыковичи Могилевского района немецкие изверги производили массовое сожжение и погребение живых граждан СССР. Очевидец рассказывал: «Весной 1943 года я копал яму по приказу немцев. Когда яма была готова, подъехали 2 автомашины с детьми в возрасте от 8 до 12 лет, которых немцы бросили живыми в яму и там начали расстреливать и забрасывать землей. Около 60 чел.детей были погребены живыми».

«№122. Из протокола опроса жителя гор.Могилева Докторова Д.А. об уничтожении советских граждан на территории города и его окрестностей.

Будучи неоднократно в наряде по рытью могил и закапыванию трупов, уничтоженных фашистами советских граждан в противотанковых рвах, видел, как перед расстрелом немцы срывали одежду с обреченных и тут же делили между собой. Особо припомню один жестокий случай уничтожения. Зимой 1942 года, когда доставленные в деревню на автомашинах для уничтожения женщины и дети по причине большого снега на автомашинах не могли быть подвезены к противотанковым рвам, жандармы и полицаи влезли в машины, отбирали у матерей детей и какой-либо мертвый груз сбрасывали их с автомашин на подъехавшие санные подводы. Дети кричали от полученных ушибов и холода. Матери, видя подобное обращение с детьми, падали в обморок. Жандармы ударами резиновых палок приводили в чувство матерей и успокаивали плачущих детей. Доставив на санях к противотанковым рвам детей общи количеством 40-50 чел., жандармы их, как мячи, ногами подбрасывали в приготовленную могилу и после этого дали несколько очередей по детям из автоматов. Находившиеся в нижнем ярусе дети не все были умерщвлены. Но на это жандармы не обращали внимания и приказали засыпать яму с живыми детьми».

«Праздник урожая», «Прогулка на Троицу», «Волшебная флейта». «Зимний лес», «Заяц-беляк, «Громовой удар», «Весенний праздник», «Майская гроза», «Майский жук». Цинизм и глубокую ненависть к людям подчеркивают романтичные, с налетом сентиментальности и превосходства названия карательных операций. На территории Могилевской области в 1942-1944 годах оккупантами был проведен ряд акций уничтожения мирного населения и партизан. Вот только несколько примеров:

«Орёл» («Adler») — кодовое название карательной операции немецко-фашистских захватчиков против партизан и мирного населения Кличевской партизанской зоны 20 июля — 10 августа 1942 г., продолжение операции «Майский жук».

«Регата» («Regatta») — кодовое название карательной операции немецко-фашистских захватчиков против партизанской бригады «Звезда», 2 отрядов партизанской бригады «Чекист» и местного населения в Горецком и Дрибинском районах 4—7 октября 1942 года.

«Буревестник» («Sturmvogel») — кодовое название карательной операции немецко-фашистских захватчиков против партизан и местного населения в Климовичском районе.

«Иванов» («Iwanow») — кодовое название карательной операции немецко-фашистских захватчиков против партизан и мирного населения Березинского, Белыничского и Кличевского районов 25—26 августа 1943 года.

«Охота на зайцев» («Hasenjagd») — кодовое название карательной операции немецко-фашистских захватчиков против партизанских формирований Шкловской военно-оперативной группы, Круглянской военно-оперативной группы и мирного населения в Белыничском, Круглянском и Шкловском районах 14— 15 октября 1943 года.

«Охота на уток» («Entenjagd») — кодовое название карательной операции немецко-фашистских захватчиков против партизан и мирного населения в Белыничском, Круглянском и Шкловском районах 16—19 октября 1943 года.

«Пион» («Pfingstrose») — условное название карательной операции немецко-фашистских захватчиков против партизан и мирного населения в Пуховичском, Стародорожском и Осиповичском районах 2—13 июня 1944 года.

За годы оккупации Советской Белоруссии фашисты провели более 140 карательных акций, в ходе которых целые районы превращались в мертвое пространство. Против мирных жителей шли хорошо вооруженные, вплоть до артиллерии, бездушные убийцы. Особенно жестокими мерами сопровождались операции карателей в Витебской, Минской и Могилевской областях.

Из дневника обер-ефрейтора вермахта Иоганнеса Гердера: «25 августа. Мы бросаем гранаты в жилые дома. Дома очень быстро горят. Огонь перебрасывается на другие избы. Красивое зрелище! Люди плачут, а мы смеемся над слезами. Мы сожгли таким образом уже деревень десять. 29 августа. В одной деревне мы схватили первых попавшихся двенадцать жителей и отвели их на кладбище. Заставили их копать себе просторную и глубокую могилу. Славянам нет и не может быть никакой пощады. Проклятая гуманность нам чужда».

Согласно информации электронной базы данных «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны» (http://db.narb.by/about/) в 1941-1944 г.г. в Могилевском районе было сожжено 43 сельских населенных пункта, в Чаусском – 125 (из них в 1943 году – 78 деревень). 

Из материалов Национального   архива Республики Беларусь (пунктуация и орфография сохранены):

«АКТ 1944 г. июля 4 дня. Мы, нижеподписавшиеся гр-ка дер.Горяны Могилевского района Могилевской области – Ева Федосовна ТИТОВА, гр-ка дер.Речки ТКАЧЕВА Ганна Нестеровна, Рачковская Мария Никитична, ЖОГОВА Варвара Корнеевна, гр-ка дер.Горяны и представитель Красной Армии ст.лейтенант ТЕПЛОВ составили настоящий акт в нижеследующем:

6 сентября 1943 г. в 6 часов вечера в дер.Горяны прибыло 36 автомашин с немецкими солдатами. Деревня сразу же была оцеплена и население стали сгонять в одно место ближе конца деревни. При этом немецкие солдаты били стариков, женщин и детей прикладами и пинали. Двое мужчин были застреляны, одна девушка ранена. Всего было согнано 360 человек мужчин, женщин, детей. Никакого опроса немцы не производили, никаких объяснений не давали, никаких обвинений не предъявляли. Закончив сбор населения, немцы отделили примерно третью часть людей и погнали к бане. Граждан деревни, бывших в этой группе одного за другим начали заталкивать в баню, причем один из немцев стрелял им в спину. После того, как баня была заполнена убитыми и ранеными ее зажгли.

Все это происходило на глазах остальных. Поэтому, когда немцы стали гнать людей в хаты, никто не пошел, несмотря на избиения, и немцам удалось загнать только часть во двор одного дома, где люди упали на землю и уцепились друг за друга, чтобы их труднее было затащить в дом. Образовалась груда, в которой лежали по 3-4 человека один на одном. Остальные сбились в такую же кучу на улице. Немцы открыли огонь. Стрелял один пулеметчик с улицы и 20-30 солдат в оцеплении. Затем на кучу трупов и раненых и еще живых немцы нанесли соломы и зажгли. К этому моменту уже горела вся деревня, которая была предварительно разграблена.

Под прикрытием дыма из груды расстреляных сумели выползти следующие граждане дер.Горяны Шмодянкова Елена – 55 лет, Дегтярев Коля – 15 лет, Дегтярев Егор – 17 лет (был ранен), мальчик из беженцев 12 лет (обоженый), Дегтярева Вера 19 лет (раненая), Титова Софья 50 лет с дочерью Титовой Евой Федосовной 17 лет. При выползании в огород Дегтярева Вера, Шмодянкова Елена и Титова Софья были убиты. Другие четверо спрятались в картошку и уцелели.

Федос Титов 55 лет поехал в тот день на пашню и не попал в группу расстреливаемых, но на следующий день его нашли сгоревшим на пепелище его двора, причем он был ранен или убит. Дегтярев Потап тоже находился в поле, увидел пожар, пошел в деревню, по дороге увидел немецкую машину, спрятался в картошке, но немцы его заметили и расстреляли.

Жогов Николай, увидев въезжающие в деревню немецкие машины, решил, что будут забирать мужчин и спрятался в соломе. Его жену, трех детей – 7 лет, 4 лет и 6 мес. угнали и они погибли. Когда деревню немцы зажгли, Жогов заскочил в погреб, где и спасся, хотя получил ожоги и чуть не задохся.

За исключением 4 человек, которые спаслись после расстрела, из всей деревни осталось в живых только 42 человека мужчин, женщин и детей, которые не находились в деревне в момент, когда немцы ее уничтожали (были в городе, в поле, дети собирали в лесу грибы и пр.)

С другой стороны, в число погибших попало 9 человек из соседних деревень, которые случайно находись у своих знакомых и родных в Горанах».

Сколько имен мы уже никогда не узнаем! Сколько детей никогда не вырастут! Сколько семейных историй навсегда стерты со страниц книги жизни человечества! Поэтому звучат колокола Хатыни, безмолвно кричат цифры и слова в мемориалах на месте уничтожения людей «Люди, помните!». Отрицание геноцида белорусского народа – питательная почва для возрождения нацизма и его «переформатирования» в более современных и изощренных формах.

Народ, себя уважающий, должен сохранить свою историю, передавая ее как великую ценность из поколения в поколение, ни на минуту не отступая от кропотливой и благородной работы по заполнению белых страниц жизни своей страны и народа правдивыми фактами.

 

Добавить комментарий