Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Вейно: история и уникальность. Интервью с настоятелем храма

На территории Могилевского района расположено немало памятников археологии и архитектуры. Часть из них является объектами историко-культурного наследия, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. В их числе и церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Вейно, чья история началась более 200 лет назад. За два столетия храм, как его служители и прихожане, прошел через многое, став свидетелем войн и революций, пережив упадок и расцвет.

1968 год

Мы не раз писали о том, чем церковь, куда люди приходят, чтобы обрести гармонию в душе, живет в нынешнее время. Однако сейчас, в Международный день памятников и исторических мест (День всемирного наследия), мы хотим рассказать об истории создания и этапах жизни храма, не только как о религиозно-культовом, но и как об архитектурном объекте. А поможет нам в этом настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы агрогородка Вейно – протоиерей Николай Остапчук, который вместе с сыном Серафимом, учащимся ГУО «Гимназия №3 г. Могилева», проделал немалую работу потвосстановлению истории обители.

– Отец Николай, очень часто, когда речь идет о сооружениях, чья история исчисляется веками, сложно установить время начала строительства. Как в этой связи обстоит дело с вейнянской церковью?

– Увы, но точная дата возведения храма не установлена. Согласно имеющейся информации, существует несколько версий о начале строительства. Одна из них (если руководствоваться данными учетной карточки на зарегистрированное религиозное объединение русской православной церкви д. Вейно) свидетельствует, что строительство началось в 1760 году. По другой называется 1810 год. Эта дата обозначена в архивных сообщениях 1840, 1866, 1910 годов, указывающих на возведение храма именно накануне Отечественной войны 1812-го.

– А что это за источники?

– К наиболее раннему можно отнести «Записки игумена Ореста», написанные в 1840-х годах. Известный религиозный деятель и летописец, описывая события войны с французами на территории нынешнего Могилевского района, упоминал о селе Вейно, его владельце – помещике Яшине, а также о том, что в годы Отечественной войны местный храм был разорен, а ценные вещи вывезены. Игумен Орест писал: «В селе Вейне, в 7 верстах отстоящем от Могилева на юг, французы, отбивши церковные двери, квартировали в церкви и посреди церкви кушанье для себя варили. В то время один француз выстрелил из ружья в икону Богородицы и сказал священнику тамошнему, бывшему тогда в церкви: «Богородица ваша, Московская Защитница, почто здесь стоит, почему теперь не защищает Она Москвы от французов, которые взяли уже Москву?» Тогда послан был в Вейнскую церковь из Могилева священник, который забрал всю ризницу и вся церковные вещи перевез в архиерейский дом».

Следующее упоминание присутствует в документах 1865 года: в них говорится, что храм строился под руководством генерала А.П. Ермолова и что он был освящен в 1810 году. Например, в «Деле об отпуске денег на ремонт и постройку колокольни на Вейнинской церкви Могилевского уезда» граф Михаил Муравьев, являвшийся «Виленским, Ковенским, Гродненским и Минским генерал-губернатором и главным начальником Витебской и Могилевской губерний», сообщал об обращении «крестьян-прихожан Вейнянской церкви Могилевского уезда, просящих о ремонте, приходящего в ветхость их каменного приходского храма, построенного в 1810 году генералом Ермоловым».

Еще одним подтверждением даты возведения церкви в начале 19 века является документ от 1910 года «Дело по застрахованию строений, принадлежащих Вейновской церкви 2-го Могилевского округа благочиния», в котором указывается: «Церковь построена в 1810 году. Строение сохранилось хорошо». Там же дается и подробное описание (на тот момент) трехпрестольной каменной церкви.

– Судя по представленной информации, на протяжении первого столетия своего существования храм был востребован у прихожан,тего судьбой занимались не только рядовые жители Вейно, но даже главы губерний. Однако впереди было время, названное впоследствии «безбожным», и далеко не всем церковным обителям удалось его пережить. Тем не менее, двери храма Покрова Пресвятой Богородицы не закрывались ни в 20-30-е годы 20 века, ни во время Великой Отечественной войны.

– Время «коллективизации, индустриализации и продразверстки» было сложным и для храма, и для служителей, и для рядовых прихожан. Например, трагичной оказалась судьба священника Порфирия Костко. В 1931 году он был изгнан из церкви, арестован. Через некоторое время отпущен, но спустя несколько лет арестован повторно и в октябре 1938 года расстрелян (впоследствии реабилитирован посмертно).

Однако, несмотря на все преграды, церковь все годы своего существования оставалась действующей, а прихожане делали все возможное, чтобы не дать осквернить храм и находящиеся в нем святыни.

Отец Николай, церковь Покрова Пресвятой Богородицы известна далеко за пределами района благодаря и особой атмосфере 200-летнего храма, и Воскресной школе, где дети учатся духовности и любви к Богу. Но не ошибусь, если скажу, что у многих сферическая церковь без углов (единственная такая в Беларуси) вызывает восхищение и как архитектурное сооружение.

– Бесспорно. И это, наверное, правильно. С первого взгляда внешняя красота обители, наполненная сдержанным достоинством и величием прошлого, настраивает человека на особый лад, на готовность обрести душевный покой и найти ответы на жизненно важные вопросы. К тому же в 2010 году, в честь 200-летия церкви, у храма был установлен каменный крест, а освятил его Митрополит Филарет, что только усилило знаковость сооружения и как места святости, и как памятника архитектуры. Все это делает церковь притягательной и для прихожан, и для гостей агрогородка Вейно, а значит старания тех, кто возводил церковь, и тех, кто смог ее сберечь, были не напрасными.

Из официального описания

1910 год

Покровская церковь трехпрестольная, каменная, покрыта железом, окрашена масляной краской. Длина церкви 9 саженей два аршина, ширина 8 саженей 1 аршин, высота до края карниза 3 сажени 2 аршина; на церкви три главки, одна из боковых главок к юго-западу служит колокольней; больших окон 10 штук, малых 19-ть. Дверей створчатых 3. Длина главного иконостаса 4 сажени, а высота 1 сажень 2 аршина. Длина правого иконостаса 1 сажень 2 аршина. Длина левого иконостаса 1 сажень 2 аршина, высота 1 сажень 2 аршина.

2022 год

►Церковь построена в стиле классицизма, что характерно для храмового зодчества восточной части Беларуси. Центрическое здание в плане близко к квадрату с закругленными углами. В его композиции доминирует сферический купол на круглом световом барабане.

Угловые части главного фасада завершены круглыми башнями. Фасады раскрапованы ризолитами с треугольными фронтонами. Внутренний интерьер двухсветовой, разделен 4 мощными столбами, которые, арками объединяясь с пилястрами стен, формируют удлиненное внутреннее пространство.

В декоре использованы фресковые росписи в стиле классицизма. Между окнами в медальонах расположены изображения евангелистов, а ниже в рамочных обрамлениях – многофигурные выразительные композиции на библейские сюжеты.

Разрисованы обновленные в XIX веке сводчатый потолок, боковые стены алтаря и центральное перекрестье.

►В 2006 году церковь была обновлена новой росписью.

►В 2008 году произведено благоустройство природного источника воды, находящегося на территории храма.

Татьяна АРХИПОВА. 

Фото Юлии МАРКОВИЧ. 

Читайте также:
[su_posts posts_per_page=”10″ order=”desc”]

Добавить комментарий