Как не пропустить проявления у ребенка аутизма? Вот что рассказала могилевский врач

Слово «аутизм» у каждого вызывает разные ассоциации. Кто-то вспомнит про героя фильма «Человек дождя» в исполнении Дастина Хоффмана, кто-то решит, что его это не касается, потому что ребенок с аутизмом может появиться только в проблемных семьях. А кто-то наоборот уверен в том, что аутизм – это «модная» болезнь детей богатых родителей, которым просто лень заниматься ребенком. От истины далеки все три варианта. Людей с аутизмом немало, они живут рядом с нами. А о том, как не пропустить проявления аутизма у самых маленьких, и как действовать родителям – наш сегодняшний разговор с заместителем главного врача, врачом-неврологом УЗ «Могилевская поликлиника № 11» Валентиной Камлёвой.

– Валентина Владимировна, что такое аутизм и как часто он встречается?

– Аутизм (или расстройства аутистического спектра) – это расстройство личности, которое влияет на социализацию, общение и поведение человека. Для людей с аутизмом характерны склонность к самоизоляции, отгороженность от реальности, погружение в себя, полное или частичное отсутствие или утрата социальных навыков.

Что касается распространения аутизма, то он встречается во всех этнических и расовых группах. В последнее время аутизм стал встречаться чаще, но это, скорее, можно объяснить улучшением диагностики.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о его проявлениях.

– Согласно диагностическим критериям, люди с расстройством аутистического спектра имеют сложности с общением; ограниченные интересы и стереотипное поведение; симптомы, влияющие на способность человека существовать в обществе – в школе, на работе и в других сферах жизни. Как правило, эти симптомы сохраняются всю жизнь. Однако при оказании надлежащей помощи их выраженность с возрастом ослабевает. Некоторые люди с аутизмом способны самостоятельно учиться, работать и решать бытовые вопросы, а другим же нужны поддержка и уход.

– Какие симптомы у ребенка должны насторожить родителей?

– Стоит обратить внимание на такие моменты, как:

►отсутствие контакта глазами, улыбки или ответной эмоциональной реакции, нежелание играть в привычные детские забавы («ку-ку», «ладушки»);

►если ребенок в возрасте двух лет не говорит, не показывает пальцем на то, что хочет, а использует для этого руку мамы;

►плохое взаимодействие с окружающими, отсутствие реакции на собственное имя, неумение играть в ролевые игры, склонность к манипулированию предметами, например, выстраивание их в ряды по размеру и цвету;

►дословное повторение одних и тех же слов или фраз в сочетании с непониманием, как их использовать, изменение местоимений на обратные («ты» вместо «я»), несвязные ответы на вопросы, необычный голос (певучий или роботоподобный);

►озабоченность определенными объектами или предметами (номерные знаки, собаки, колеса игрушечных машин). Также проявлениями, которые должны насторожить, являются повышенная тревожность, следование ритуалам и маршрутам, наличие стимулов (например, все время раскачивается, крутится на одном месте, постоянно делает пальцами непонятные движения и т.д).

Все это не указывает на то, что у ребенка обязательно есть проблемы, однако это должно заставить вас внимательнее отнестись, понаблюдать и проконсультироваться со специалистом. В этой связи хочу обратить внимание на то, что с 1 января 2023 года в соответствии с постановлением МЗ РБ от 9.08.2023 г. № 83 в рамках диспансеризации детям до 3 лет проводится (врачом педиатром участковым) модифицированный скрининговый тест на аутизм.

– Что делать после постановки диагноза?

– Чем раньше диагностируют расстройство аутистического спектра, тем больше шансов повысить качество жизни ребенка. Вовремя выявив проблему и начав с ней работать, можно не только помочь ребенку в освоении различных навыков, но и убрать у него так называемые вторичные сложности, например, проблемное поведение, связанное с неумением общаться. Степень освоения социальных навыков и развития речи также напрямую связана с ранним началом помощи.

– Насколько важна социализация ребенка с аутизмом?

– Очень важна! Таким детям не хватает общения, они не знают, как наладить взаимодействие, потому что совсем не умеют ориентироваться в обстановке и в обществе. Например, такой малыш, желая общаться, может начать задирать других детей. Завести друзей этому ребенку очень сложно, поэтому требуется очень много времени и терпения со стороны взрослых, чтобы ему помочь.

– Валентина Владимировна, есть ли какие-то рекомендации для родителей?

– Быть родителем ребенка с диагнозом «аутизм» – непросто. Но нельзя отчаиваться и опускать руки. Поняв, что ваш ребенок не такой как все, в первую очередь, надо успокоиться, ведь аутизм – не приговор.

Помните! Нельзя закрывать на проблему глаза, убеждая всех вокруг, что ее нет. Но и впадать в отчаяние тоже нельзя. Чем скорее вы примете ситуацию, тем больше возможностей для помощи ребенку. Надо научиться жить со своим, пусть и необычным, ребенком, понимая его нестандартные желания и запросы, правильно и быстро реагировать на его эмоции. Примите, что у вашего ребенка особый взгляд на мир, но он все равно ваш – любимый и неповторимый.

– Спасибо за беседу.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Как-то так сложилось, что про детей с аутизмом речь заходит гораздо чаще, чем про взрослых. А ведь повзрослевшие дети-аутисты могут нуждаться в помощи ничуть не меньше, особенно когда речь идет о трудоустройстве. По наблюдениям специалистов, они часто способны хорошо трудиться (особенно в сферах, где требуются внимание, сосредоточенность, педантичность), но не могут самостоятельно найти себе работу, пройти собеседование. Помочь им в этом – задача, которую всем нам предстоит еще решать.

Татьяна АРХИПОВА.

Добавить комментарий