Николай Борисенко: Ежегодно мы получаем не менее 500 обращений с просьбами найти пропавших без вести

В начале этого года за значительный вклад в патриотическое воспитание молодежи, увековечение памяти защитников Отечества, реализацию разведывательных поисковых проектов «Память», «Днепровский рубеж» и «Сожский рубеж» общественному объединению «Могилевский областной историко-патриотический поисковый клуб «ВИККРУ» была присуждена премия «За духовное возрождение». Столь значимое событие стало прекрасным поводом для разговора с создателем и руководителем клуба Николаем Борисенко.

– Николай Сергеевич, что для вас лично и для «ВИККРУ» значит присуждение такой высокой награды?

– В первую очередь, это большая честь – и для клуба в целом, и для каждого его участника. А главное – это понимание того, что занимаешься значимым и важным для всего общества делом, и дополнительный стимул двигаться дальше.

– Поисковая работа сложна, требует не только знаний, но и особого морального и нравственного настроя, поэтому, наверное, здесь не бывает случайных людей. А каков был ваш путь?

– Я родился в 1956 году в Могилеве. Когда мне было 2 года, семья переехала в д. Удовск Чаусского района. Там, в местах ожесточенных боев во время обороны Могилева, и проходило мое детство. В начале войны тысячи наших солдат пытались вырваться из окружения. Сколько их тогда полегло – неизвестно. Следы тех событий есть и по сей день, а что уж говорить о 60-х. Да еще и рассказы прямых свидетелей. Не пропустить все это через себя было невозможно.

…После школы поступил в Калининградское мореходное училище. И уже в 16 лет стал участником морского похода из Риги в Севастополь на учебном парусном барке «Крузенштерн».

Позднее в составе экипажей судов посетил Кубу, Канаду, США, Анголу, Сенегал, Конго, Швецию и другие страны.

По возвращении в Могилев была учеба на историческом факультете БГУ, работа в разных организациях, в том числе и в должности заведующего отделом краеведения областного центра детско-юношеского туризма и краеведения (ныне – ГУДО «Могилевский областной центр творчества»). Воспоминания детства, профильное образование, общение с ведущими краеведами – все это стало базой для рождения идеи о поисковом объединении. И в 1994 году замысел воплотился в жизнь: был создан отряд «ВИККРУ». А первая наша Вахта памяти состоялась в Круглянском районе – с единомышленниками и школьниками (всего около 80 человек), без снаряжения, вооружившись саперными лопатами, мы отправились на места сражений, где нашли останки 49 наших бойцов, погибших в 1944-м, и 13 немцев. Судя по тому, что мы увидели, там были ожесточенные бои, которые перешли в рукопашную схватку. Это произвело очень сильное впечатление. Кстати, имена двух советских солдат удалось восстановить.

– В этом году клубу исполняется 28 лет. За это время наверняка многое изменилось. Что из себя представляет «ВИККРУ» сегодня?

– Благодаря нашим стараниям, за 28 лет из земли были подняты и перезахоронены 1499 бойцов, установлены имена 107 из них. И каждый случай – это не только судьба солдата, но подчас и история целого сражения.

Говоря же о команде, в первую очередь, хотелось бы отметить наших лидеров – Павла Кончикова, Илью Триханова, Антона Прокапнева, Светлану Борисенко, Александра Халеева, Евгения Бацанова, Аллу Казючиц, и ветеранов-поисковиков – Олега Пускова, Петра Хованского, Сергея Беспанского, Егора Щанова.

Сейчас наш поисковый клуб – это 23 группы, в которые входят 150 человек – энтузиастов, которые стремятся увековечить память павших солдат. Все они живут поиском, вне зависимости от возраста и профессии.

– При присуждении премии был отмечен вклад «ВИККРУ» в патриотическое воспитание молодежи.

– Несмотря на то, что мы не стремимся к массовости, деятельность клуба давно уже стала своеобразным движением, к которому активно присоединяются старшеклассники. Да, не все из молодых людей становятся постоянными членами клуба – кто-то уезжает, кто-то просто погружается в свою жизнь. Но, во-первых, на смену им приходят новые поколения подростков, а во-вторых, я уверен – у тех, кто занимался поисковой работой, навсегда останется ощущение прикосновения к военному прошлому своей большой и малой Родины.

Вообще, что касается молодых людей, то воспитывать в ребятах чувство патриотизма на практических примерах – одна из целей клуба. Когда юноши и девушки видят останки солдат, которым не было и двадцати, находят медальоны с именами – это дает колоссальный эффект.

Кстати, для более результативной работы с молодежью при школах области создано 20 поисковых групп, три из которых находятся в Могилевском районе (об их деятельности будет рассказано в ближайших номерах – прим.ред.).

– Работа на месте былых боев сложна и ответственна, но, вероятно, ей предшествует изучение архивов?

– Конечно. Благодаря этой работе установлены имена, обстоятельства и места гибели 26,5 тыс. бойцов, которые считались пропавшими без вести. Участники движения изучают документы из Государственного архива области, краеведческого музея, областной библиотеки. Тесно сотрудничаем с российскими коллегами, с Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации в Подольске, используем данные сайтов «Память народа» и «Подвиг народа», где выложены миллионы документов. В результате поисково-исследовательской деятельности составлены и переданы в военкоматы и органы исполнительной власти списки погибших, схемы неизвестных ранее массовых и одиночных захоронений с фамилиями и установочными данными.

– Насколько известно, установление мемориалов на местах ожесточенных боев – еще одно направление деятельности клуба.

– Да, в Могилеве и области установлено 35 памятников и мемориальных знаков погибшим бойцам и командирам. В областном центре три улицы названы именами героев обороны города в 1941 году. Немало памятников и в Могилевском районе. По результатам нашей работы было определено место эпицентра боя на Буйничском поле, где впоследствии появилась часовня. В районе д. Бруски на месте прорыва из окружения воинов 172- й стр. дивизии в конце июля 1941-го установлена стела, а на безымянной высоте, где героически сражался и почти полностью погиб батальон лейтенанта милиции Владимирова, – мемориальный знак (сейчас он реконструирован).

Считаю, что установление мемориалов необходимо – чтобы помнить, не допустить повторения и осознавать, что нет ничего страшнее войны и ничего дороже мира.

– Могилевский район дышит историей и памятью о войне…

– Этот регион у нас на особом счету. Поискам на территории района уделяется большое внимание. Вот и в этом году планируется проведение работ по линии обороны 41-го года: масштабная экспедиция на место боя батальона милиции у д. Гаи, в районе Минского шоссе, у д. Тишовка… Не исключено, что поработаем и у Буйничского поля.

– Прошло почти 80 лет со дня окончания войны. Не стало ли меньше запросов и просьб от тех, кто разыскивает своих близких?

– Скорее наоборот – количество писем возрастает. Ежегодно мы получаем не менее 500 обращений с просьбами найти пропавших без вести. Внуки и правнуки хотят знать о судьбе своих дедушек и прадедушек. Мы стараемся помочь всем, хотя это и не всегда возможно, особенно когда речь идет о начальном периоде войны – пропавшими без вести значатся сотни тысяч, а документации и информации не всегда хватает.

– Исторически и географически сложилось так, что на территории нынешней Беларуси проходило много войн. Обращались ли вы к их истории?

– Эхо Великой Отечественной настолько мощное, что оно невольно отодвигает нашу память от других событий. Думаю, что это не совсем правильно. Мне бы хотелось, чтобы нынешние поколения интересовались и более давним прошлым, которое было весьма героичным.

В 2015 году я написал книгу «Эхо «великой войны» в Восточной Беларуси (1914-1918)», посвященную Первой мировой. Сейчас инициируем установку в Могилеве аллеи Георгиевских кавалеров – наших земляков, память которых, считаю, обязательно должна быть увековечена. Конечно же, нельзя забывать и об Отечественной войне 1812 года.

Что касается еще более ранних событий, то в 2008 году нами было организовано три экспедиции, посвященные 300-летию битвы под Лесной (1708 год) во время Северной войны. Тогда же в соавторстве с Николаем Хоботовым была издана книга очерков «По дороге на Лесную».

– Книги, которые вы пишете, наверное, связаны с поисковой деятельностью?

– А как же иначе. Вышло уже 25 книг. Половина из них посвящена Великой Отечественной войне. Остальные – исторической, краеведческой направленности. Литературная деятельность доставляет удовольствие, но требует скрупулезности, внимательности – к истории надо относиться бережно, чтобы не исказить фактов.

P.S. Николай Борисенко – собеседник, с которым не хочется завершать разговор. Какой бы темы ни касался руководитель «ВИККРУ», это всегда интересно, познавательно и заставляет задуматься.

Ответственность, духовность, жажда открытий, пытливость ума, литературное дарование, умение подмечать детали и мыслить глобально – сочетание всех этих качеств в одном человеке встречается нечасто. А если к этому добавить талант собирать команду увлеченных знатоков своего дела – то, согласитесь, таких людей среди нас единицы. Раздвигая границы возможного, а подчас и невозможного, они ведут за собой и двигают общество вперед. Наша задача и наша обязанность – понимать важность их деятельности, ценить их вклад. Поэтому огромная благодарность лидеру могилевских поисковиков за его труд и успехов в будущих походах!

Татьяна АРХИПОВА. 

Читайте также:
[su_posts posts_per_page=”10″ order=”desc”]

Добавить комментарий