Зинаида Шаповалова, вынужденная переселенка: пусть моя малая родина живет хотя бы в моих воспоминаниях

Год за годом, десятилетие за десятилетием отдаляет нас время от трагедии апреля 1986 года, когда для многих жизни поделилась на «до» и «после». «До» – спокойная размеренная жизнь и планы на будущее. «После» – неизвестность, потери, переезд и принятие того, что все нужно начинать с нуля.

Ежегодно 26 апреля, в Международный день памяти о чернобыльской катастрофе, мы рассказываем о тех, кто стал вынужденным переселенцем. И в повествовании каждого героя, несмотря на налаженный быт на новом месте, звучит тоска по прошлому, по потерянному, по той жизни, которая осталась лишь в воспоминаниях.

Какой там был воздух, какие богатые леса, какие красивые места, сколько было грибов, – с восхищением и сожалением в голосе начинает рассказ о своей, к сожалению, потерянной малой родине Зинаида Адамовна Шаповалова.

Наша сегодняшняя героиня родом из деревни Готовец Краснопольского района. Там она выросла, получила образование, встретила свою любовь. Перебравшись затем в деревню Заводок (также Краснопольского района), трудилась бухгалтером в совхозе «Заводокский». Жизнь текла своим чередом. Подрастали трое детей. Молодая семья строила дом, который должен был стать надежной крепостью и уютным местом проживания для всех домочадцев. Были планы, которым не суждено было сбыться.

Чернобыльская трагедия многих застала врасплох. Осознать ее масштабы тогда, в конце апреля 86-го, удалось не сразу. И решение о том, что малая родина Зинаиды Адамовны непригодна для проживания, было принято только спустя три года. Деревня попала под обязательное отселение в 1989 году.

Я даже точно помню дату нашего переезда, – вспоминает женщина. – 19 мая 1989-го.

Судьба разбросала бывших земляков по Беларуси, соседи Зинаиды Шаповаловой разъехались по разным местам. Семья нашей героини вместе с семьей подруги начали строительство новой жизни в Пашково. Вынужденным переселенцам были предоставлены коттеджи. Стали потихоньку обустраиваться. Через год в дружной семье случилось пополнение – младший сын, который родился в 1990 году, уже стал уроженцем Могилевского района.

Зинаида Адамовна работала бухгалтером в местном колхозе. Затем – завскладом в СДП «Авангард».

Трудолюбивая и коммуникабельная – она всегда пользовалась авторитетом. Ее уважали, к ней прислушивались, ее ценили. Поэтому нет ничего удивительного и в том, что трудовой путь женщина завершила только в 64 года. Но и сейчас, будучи на заслуженном отдыхе, она не сидит без дела. Находит время и для небольшого огорода, и для любимых внуков. А их у Зинаиды Шаповаловой 10!

Кто-то еще совсем маленький, кто-то учится в школе, а кто-то уже студент, – делится наша собеседница.

Дети и внуки, которые постоянно навещают маму и бабушку, помогли ей справиться и с потерей – 4 года назад не стало мужа, с которым они рука об руку прошли вместе и радости, и печали.

Уже 33 года Зинаида Шаповалова является жительницей Пашково. Новое место давно стало родным, реже случаются поездки в Краснопольский район, не так крепки уже связи с бывшими земляками – все окунулись в круговорот современной жизни. Вот только по ночам женщине часто снятся улочки родной деревни, дом, в котором должна была кипеть жизнь, погосты, где лежат близкие. И по-прежнему предательски дрожит голос, а на глаза набегают слезы.

Я ни на что не жалуюсь. Пашково встретило нас радушно, люди здесь замечательные. А моя маленькая родина в Краснопольском районе – пусть она живет хотя бы в моих воспоминаниях.

И с этими словами сложно не согласиться. Ведь, как известно, человек жив, пока жива память о нем. Так и с исчезнувшими деревнями из отселенных районов – их век не закончен, пока о них помнят люди.

Татьяна АРХИПОВА. 

Фото Юлии МАРКОВИЧ. 

Читайте также:
[su_posts posts_per_page=”10″ order=”desc”]

Добавить комментарий